Карданные валы для автомобилей семейства НИВА: проблемы и пути их решения
Что такое карданный вал автомобиля? Карданный вал НИВА, — это конструкция, обеспечивающая передачу крутящего момента от раздаточной коробки к ведущим мостам, валы которых не соосны, расположены под углом. В ряде случаев взаимное расположение валов при движении автомобиля может изменяться, к примеру — расположение выходного вала коробки передач и ведущего вала главной передачи.
Состоит карданный вал из двух шарниров, соединённых между собой мобильным шлицевым соединением.
Любой карданный вал имеет три слабых звена, которые и являются по сути его составными частями, такими как шлицевое соединение и две крестовины (или ШРУСа – шарниры равных угловых скоростей). Шарнир – наиболее ответственная узловая часть карданного вала. Шарниром может являться как крестовина, так и ШРУс. Состоят ШРУсы из двух – наружной и внутренней «гранат».
Что обеспечивает комфорт при движении автомобиля.
Карданные передачи, как принято, должны обладать равномерной передачей крутящего момента, работать бесшумно, не создавая при работе в трансмиссии вибраций.
Многим автолюбителям известны недостатки карданного вала, такие как:
- вибрация трансмиссии, которая появляется в результате смещения рабочих узлов, относительно друг друга,
- статичность конструкции крестовины, которая не может передавать крутящий момент и быть подвижной в любой плоскости, подобно как это делает ШРУС.
Шлицевое соединение карданного вала так же может доставить не меньше хлопот, потому как является узлом, довольно чувствительным к нагрузкам, вследствии малого диаметра вала. Поэтому владельцы автомобилей НИВА вынуждены периодически уделять внимание состоянию трансмиссии своего автомобиля и своевременно проводить техобслуживание.
Комфорт в поездке на автомобиле во многом зависит от технического состояния механизмов трансмиссии. И если уровень шума и вибраций при движении авто заметно увеличивается, — следует обратить на этот факт пристальное внимание.
Неисправности и обслуживание карданных передач.
Карданные передачи работают с достаточно большими нагрузками, в тяжелых, неблагоприятных условиях.
Владельцам автомобилей НИВА известны основные признаки неисправностей карданной передачи, такие как стуки, рывки при трогании с места, повышенный уровень вибраций и шумов при движении автомобиля на определённых скоростях.
Рывки при трогании с места, когда весь автомобиль охватывает дрожь, чаще говорит о неисправности крестовины. Причиной такого явления может также быть ослабление креплений в карданной передаче.
В этом случае рекомендуют осмотреть, и при необходимости – заменить крестовину, либо подтянуть крепящие болты и гайки эластичной муфты, карданных шарниров и крепления промежуточной опоры.
Если вибрация автомобиля возникает после разгона до 80 км/ч, — возникает необходимость также произвести осмотр карданных валов. Кроме дискомфорта, исходящего вследствии вибрации, разрушаются дорогостоящие узлы и агрегаты автомобиля, такие как коробка передач, передний и задний мосты.
Причин возникновения такой проблемы может быть несколько. Сюда можно отнести:
- увеличенный зазор в шлицевых соединениях,
- потеря работоспособности подшипников шарниров, вследствии их изнашивания,
- ослабление крепления опор карданной передачи
- может быть нарушена балансировка карданной передачи
- возможна потеря герметичности шарниров, и как следствие – их изнашивание
- деформация карданных валов
- изнашивание подшипника промежуточной опоры
Шлицевые соединения карданных валов со временем эксплуатации автомобиля изнашиваются, а крестовины теряют работоспособность, и приходят в негодность.
Период эксплуатации карданных валов во многом обусловлен средой эксплуатации автомобиля, так как узлы трансмиссии постоянно подвержены негативному воздействию дорожной грязи. Порванный пыльник шарнира необходимо как можно быстрее заменить,потому как езда с рваным пыльником может быстро вывести из строя карданный вал.
Разбитые крестовины подлежат замене на новые. А восстановить разбитое, изношенное шлицевое соединение – процедура довольно сложная и дорогостоящая. В таком случае следует заменить карданный вал полностью.
Карданный вал требует ремонта, если при движении автомобиля заметны шум, стуки, наблюдается вибрация кузова. Причинами этих явлений могут быть погнутость вала, износ шлицевого соединения, износ крестовин и подшипников, а также неуравновешенность вала.
Ездить на автомобиле с неисправной карданной передачей опасно и вообще недопустимо.
Вибрация карданного вала, как решить эту проблему?
Опытные автолюбители нередко ставят себе задачей, преодолеть проблему вибрации карданного вала радикальным образом. Для этого разбираются и подвергаются тщательному осмотру валы автомобиля. Производится их балансировка. Но такая процедура выполняется только довольно опытными мастерами, располагающими всеми необходимыми приспособлениями. А не искушенному в механике владельцу НИВЫ, для подобного усовершенствования всё же советуем обратиться в автосервис.
Другой вариант решения данной проблемы сводится к замене штатного карданного вала на доработанный, имеющий ШРУСы вместо крестовин. Кстати, такое усовершенствование позволит решить не только проблему вибрации, а прибавит автомобилю и другие положительные моменты:
- снизится трудоёмкость техобслуживания авто
- отпадут за ненадобностью такие операции, как балансировка и шприцевание, доставляющие немало владельцу НИВЫ лишних хлопот и денежных расходов
- увеличится ресурс всех узлов трансмиссии
Установка одного только заднего вала со ШРУСом избавит Вас от нежелательных вибраций, а замена полного комплекта валов – решит проблему обслуживания трансмиссии.
Производители карданных валов.
В настоящее время на рынке современных запчастей и комплектующих широко представлены карданные валы для автомобилей семейства НИВА такими брендами, как ОАО Белкард (Беларусь, г.Гродно) и АвтоВАЗ. Под торговой маркой АвтоВАЗ представлены изделия нескольких заводов изготовителей – городов Тольятти, Сызрань, Ижевск, и некоторыми другими. Конструктивно валы отличаются, несмотря на одинаковое назначение. Вал производства Белкард имеет шлицевое соединение несколько большего диаметра, чем АвтоВАЗ, и признан более стойким к износу шлицов. Крестовины и вилки валов обоих производителей конструктивно имеют сходное строение.
Также имеются в продаже карданные валы от компании Сонда, снабженные ШРУСами, вместо крестовин, обладающие улучшенной передачей крутящего момента, что в значительной мере решает проблему вибрации и дисбаланса карданного вала. Расчетный ресурс ШРУСа составляет 90 тыс. км. И дополнительная балансировака после замены такового не требуется.
В целях повышения качества карданных валов, и для более эффективного противовоздействия вибрации и шуму, GM АвтоВАЗ с 2008 года перешел на установку карданных валов турецкого производителя TIRSAN KARDAN. Эта продукция отличается от предыдущей усиленными шлицевыми соединениями и более эластичными крестовинами.
Карданные валы TIRSAN KARDAN имеют защищенные пресс масленки.
Кроме того, каждое изделие имеет свой серийный номер и сертификат соответствия.
По отзывам автолюбителей, наибольшую популярность в последнее время набирают изделия производителя TIRSAN KARDAN.
Классификация изделий:
2121-2201012 - Вал карданный 2121 задний (Прямоугольный фланец)
13-223.10.10 - Вал карданный 2121 передний (Прямоугольный фланец)
2121-2201012 - Вал карданный 2121 задний (Круглый фланец) L=780
13-222.30.10 - Вал карданный 2121 передний (Круглый фланец) L=580
21211220101200 - Вал карданный 2121-214 задний (усиленный)
2121-1021215 - Вал карданный 2121-21213 ( на ШРУСах) передний
2121-1021215 - Вал карданный 2121-21213 ( на ШРУСах) задний
2121-1021215 - Вал карданный 2121-21213 к-кт 2 шт.в сб.со шрусом (задн.+перед.)
2121-1021215 - Вал карданный 2121-21213 к-кт 2 шт. (задн.+перед.)
2121-2201012 - Вал карданный 2121 комплект 2 шт.(Прямоугольный фланец)