Мотоцикл Урал М-63 — надежный советский транспорт!
Быть обладателем мощного 4-х тактного мотоцикла Урал с коляской в советские времена было весьма выгодно. Не автомобиль, конечно, но тоже достойное транспортное средство, многие владельцы на нем даже на юг ездили. Производство мотоцикла Урал М-63 началось в 1964 году на Ирбитском мотоциклетном заводе, а последний экземпляр сошел с конвейера аж в 1980 году. Фактически, это была малоузнаваемая переделка довоенного немецкого BMW R71.
Мотоцикл Урал с коляской — это, поистине, универсальный транспорт. Рекомендуемая заводом нагрузка составляет 250 килограмм, но можно перевозить и гораздо больший груз. Коляску у Урала можно назвать роскошной: удобные сидения, защитный полох, мягкая торсионная подвеска, сзади расположен вместительный багажник. Она практически не изменилась за 70 лет, такой её придумали немцы.
Отличительные черты Урала М-63 — двигатель с оппозитно расположенными цилиндрами и герметичный карданный привод заднего колеса. А вот эксплуатировать мотоцикл с таким мотором без коляски, было запрещено, по причине большого веса и плохой устойчивости. Причина плохой устойчивости М-63 — продольно расположенный коленвал, хотя у гаишников того времени были и одиночки, видимо, милиция тогда обладала особыми, секретными навыками вождения тяжелых мотоциклов.
Мотор мотоцикла Урал получил верхние клапаны, в коленвале подшипники качения вместо вкладышей, автомат опережения зажигания, во многом упростивший регулировку. Управление простое: рукоятка газа, сцепления и переднего тормоза. Но у этих мотоциклов есть одна особенность - рудиментарный рычаг, доставшийся в наследство от немецкой ручной коробки передач, с его помощью можно очень легко поймать нейтраль.
Чтобы завести мотор надо открыть бензокран, перекрыть воздух и нажать подсос (утопитель поплавков), это вам не современные мотоциклы, и только после этого качнуть кик-стартер вниз. Хорошая зарядочка, требующая соответствующей физической формы. Недолгий прогрев и можно ехать. У мотоциклов с коляской есть своя особенность управления — если резко поворачиваешь в сторону люльки, можно перевернуться.
В конце прошлого века в России мотоциклов Урал М-63 было полным полно и в малых городах, и в деревнях. Кстати, они считались стратегической техникой, а потому, состояли на учете в военкомате и подлежали мобилизации в случае войны. Но до сих пор некоторые экземпляры этих надежных советских мотоциклов продолжают трудиться на наших дорогах.