Динамика падения рынка грузоперевозок или чего нам ждать далее.
Грузоперевозки в России и странах СНГ — одна из самых запущенных, хаотичных и коррумпированных отраслей бывшего «народного хозяйства». Отсутствие должного контроля и регулирования со стороны государства, либерализм «неореформаторов» от экономики и снятие в 2000-х годах ограничений на покупку старой техники наводнили страну автохламом, убили собственную отрасль грузового автомобилестроения и показали воочию полную неготовность инфраструктуры к «перевариванию» такого грузопотока. Давайте рассмотрим, что произошло:
Люди инвестируют деньги в высокодоходные производства или услуги. Такова человеческая природа. В 2000 году появилась возможность за 20-30 тысяч долларов купить на вторичном европейском рынке полуубитый трак, откатать на нём 1,5 года и заработать ещё один такой-же. 100% прибыли в год. Кто устоит? И наша страна стала наполняться всеми этими «уставшими» Ман, Вольво и Даф с чудовищной скоростью.
Наступил кризис 2008 года, перевозки упали в разы, компании разорялись, поглощались, закрывались, распродавали парки. Ставки пошли вниз и достигли «точки равновесия». Грубо говоря стало необходимым забыть о сверхприбылях 2000-х годов и балансировать чуть выше рентабельности.
Ремонт и обновление парка, нормальная зарплата водителя, налоги государству – вот три кита, которые должны лежать в основе формирования ставки за перевозку. Это неправда, что рынок всё отрегулирует. Сам по себе рынок за 25 лет новейшей истории выкинул на обочину, за грань нищеты десятки миллионов людей, но это тема отдельного исследования, а сейчас мы – про ставки.
Существует математический аппарат, позволяющий учесть многочисленные параметры перевозки (вес, объём груза, тип и марку машины, расход топлива, сезонность, маршрут, налоговую нагрузку и т.д.). Есть несколько российских транспортных компаний, которые попытались поставить этот математический аппарат на службу перевозчикам. У кого-то получилось, у кого-то – нет. Судить Вам. На наш взгляд наиболее полное, интересное и удобное решение у ребят из г. Клин, транспортная компания «Чес(т)нок» . У них 27 млрд. рассчитанных маршрутов, 3600 марок и моделей грузовиков и выдают они 9 параметров рейса и отрисованную карту маршрута за доли секунды. Причём всё бесплатно. Есть неплохой API, который можно вставить себе на сайт или в программу и самое главное – никто из них не делает великих секретов расчёта – всё достаточно информативно и наглядно.
Возвращаясь к заявленной теме статьи – рынок падает и выживет на нём не тот, кто поедет в убыток и не тот, кто захочет вернуть прежние 100% годовых. Выиграет перевозчик, который сможет с большой точностью возить грузы чуть выше рентабельности, обеспечивая при этом приемлемое качество и скорость перевозки.