Кованые диски на авто: плюсы и минусы
Замена колесных дисков — первое, что приходит в голову автовладельцу, который решил заняться тюнингом своего железного друга. Сегодняшний авторынок предлагает на выбор изделия литые, кованые и штампованные, но если при покупке качество является ключевым параметром, то стоит остановиться на дисках кованых. Историю появления этих дисков связывают с авиационной сферой, что указывает на их высокое качество.
Метод производства
Данный вид дисков производят методом горячей штамповки, которую выполняют в матричных закрытых контурах. Материалом для их изготовления служит сплав алюминия и магния с небольшим добавлением меди. Количество производителей не так велико, поскольку в процессе изготовления практически 50% сплава попадает в отходы, и не все компании считают для себя экономически выгодным заниматься таким производством. Начальный этап их изготовления похож на изготовление литых, но дальше начинаются различия.
Изготовление кованых дисков выполняют в следующей последовательности:
- заготовку разогревают до температуры 400-470 оС, при которой сплав становится пластичным;
- разогретый сплав прессами заталкивается в специальную форму — в результате изделие приобретает форму поковки;
- термическая обработка — закалка и отпуск или старение металла;
- после будущий диск проходит механическую обработку на фрезерном станке, где он приобретает окончательную форму;
- последний этап — нанесение декоративных покрытий.
Технические характеристики
Касательно термической обработки, то она используется не во всех моделях, но технические характеристики обработанных и необработанных дисков практически не отличаются. В процессе запрессовки заготовки в форму прессом, металл становится волокнистым и мелкозернистым, в нём нет пустот, поэтому он имеет высокую прочность, и не подвержен трещинам и разрывам. Также еще одним результатом такой обработки является уменьшение толщины стенок. Таким образом, в результате изготовления этих изделий методом горячей ковки, сплав получает прочностные характеристики, сравнимые со сталью, а по пластичности уступает ей же всего на 20-30%. Больше о технических характеристиках кованых дисков можно узнать тут.
Сравнение с другими видами дисков
Выбирая «одежду» для колёс своей машины, автовладельцы сравнивают их следующие характеристики:
- долговечность службы;
- пригодность к ремонту;
- вес;
- эстетическую привлекательность;
- стоимость.
Сравнивая по этим параметрам кованые с другими видами дисков, следует отметить, что они являются лидерами в следующих «номинациях»:
- надежность — их нельзя погнуть и поломать, они выдерживают все удары в процессе эксплуатации, при этом лишь деформируется;
- вес — они наиболее легкие среди всех остальных видов.
В сравнении с литыми, вес этого вида меньше на 20-30%, и еще дальше оставляет позади штампованные, которые тяжелее на 50-60%. Этот параметр оказывает позитивное влияние на расход топлива и динамику развития скорости транспортного средства. Так же, как и литые, этот вид «одежды» для колёс не ржавеет ни при каких погодных воздействиях. Касательно эстетической привлекательности, наибольший выбор моделей можно встретить у литых, однако кованые также радуют автовладельцев разнообразием, хотя и несколько меньшим. Касательно ремонтоспособности, проблем никаких не возникает: мастерские легко убирают деформации методом раскатывания. При этом автосервисов, которые оказывают такую услугу, достаточно. Таким образом, можно утверждать, что кованый вид собрал в себе преимущества литых и штампованных.
Кроме плюсов, есть у них и минусы. Самый главный — высокая цена, которая по карману далеко не всем. Причина высокой стоимости заключается в том, что почти половина сплава в процессе изготовления идёт в отходы, что закладывается в себестоимость изделия. Цена кованых «одежд» для колёс может достигать у некоторых производителей больше 600 долларов. Российские аналоги стоят намного дешевле, не уступая при этом импортным по техническим характеристикам. Из-за высокой цены кованые диски для колёс покупают для авто представительского класса и те автолюбители, кто является фанатами тюнинга. Кроме этого, к минусам, как ни странно, относят и твердость металла, что способствует передаче ударов на подвеску и ускоряет изнашивание ходовой.
Определить, что перед глазами кованый диск, можно по маркировке — буквы и цифры имеют выпуклую форму. При покупке следует обратить внимание на цифры на ободе — диаметр и ширину, их значения производитель указывает в дюймах. Кроме них, маркировка включает в себя: название изготовителя и его товарный знак, номер колеса в каталоге, стандарт и дату изготовления. Если автовладелец имеет возможность приобрести их — данный вид колёсной обувки станет отличным выбором для его автомобиля.