Тема настоящего теста — фильтры пониженного сопротивления или, как их еще называют в народе, «нулевики». А также установка фильтра нулевого сопротивления на ВАЗ и отзывы экспертов.
Они уже давно перестали быть диковинкой. Теперь встретить воздушные фильтры нулевого сопротивления можно как установленные под капотами «колхозных» ВАЗ 2107, ВАЗ 2109 или ВАЗ 2110, так и в недрах моторных отсеков серьезных автомобилей, доработка которых ведется с привлечением грамотных специалистов и, конечно же, десятков и десятков отнюдь не «условных» президентов Franklin’ов.Но несмотря на столь массовое применение, вопрос «у какого фильтра «ноль» окажется меньше?» открыт до сих пор. Поэтому мы поставили перед собой задачу определить, сколько дополнительных кВт мощности и Н•м крутящего момента способны прибавить «нулевики» (фильтры нулевого сопротивления на ВАЗ) к стандартным характеристикам. Дабы не привязываться к конкретной марке автомобиля и не тратить время на испытания образцов «работы неизвестного мастера», мы остановились на пяти универсальных моделях от давно присутствующих на рынке производителей. К результатам испытаний обратимся чуть позже, а сейчас коснемся конструктивных особенностей фильтров пониженного сопротивления.
ИЗ ЧЕГО ПОЛУЧАЕТСЯ «НИЧЕГО»
Подавляющее большинство производителей приходят к «пустому месту» двумя путями. Одни используют в качестве фильтрующего элемента высококачественную хирургическую марлю, другие — пористый (вспененный) полиуретан. Первые марлевые фильтры появились почти 40 лет назад в США, с тех пор концепция их производства почти не изменилась. Пористый полиуретан стали применять чуть позже, примерно 30 лет назад. Считается, что данный материал не так требователен в обслуживании и более долговечен. Однако в конечном итоге все зависит от условий эксплуатации. Встречается еще и третий вариант, тоже позиционируемый как марля, но на самом деле являющийся неким искусственным материалом, очень уж похожим на прессованный синтепон. Отличить его от «врачебной ткани» достаточно просто, он не обладает ярко выраженной сетчатой структурой, присущей благородному полотну. Реальный срок службы таких изделий невелик, а качество фильтрации... А вот о качестве фильтрации мы поговорим в следующих выпусках. Здесь же коснемся только процедуры пропитки.
ПРОПИТКА
Одна только марля или полиуретан с пылью не справятся. Несмотря на то что качественные изделия имеют сложную многослойную структуру, обеспечить приемлемый уровень отсева этим способом не удается. Достичь цели увеличением слоев — значит поднять сопротивление на впуске, что противоречит самой идее «нулевика». Поэтому для повышения фильтрующей способности материалы пропитывают специальным маслом. Особенность его заключается в том, что оно достаточно густое, клейкое, и обладает хорошей проникающей способностью. Клейкие свойства способствуют тому, что частицы пыли, попадая в своеобразную «паутину» из волокон материала, прилипают и осаждаются на них. Кстати, бытует мнение о том, что фильтры нулевого сопротивления на ВАЗ 2110 (и других авто) выводят из строя датчики массового расхода воздуха (ДМРВ). По статистике чаще погибают пленочные ДМРВ, где чувствительным элементом является тонкая мембрана на основе кремния. У нитевых датчиков, где чувствительным элементом служит тонкая платиновая нить, «смертность» ниже, так как они менее чувствительны к загрязнению и имеют режим самоочистки (прожига). Цена датчиков обоих видов довольно высока, и в категорию расходных материалов их зачислить сложно. Поэтому причина, по которой они выходят из строя, беспокоит всякого, кто в один «прекрасный день» лишается столь дорогостоящей детали. На этот счет у автомобилистов и продавцов, естественно, разные мнения. Первые винят во всем пропитку и перестают после промывки обрабатывать элемент маслом, чем снижают эффективность фильтрации и заставляют мотор глотать пыль. Последние твердят о несоблюдении технологии пропитки и списывают все неприятности на безалаберность самих автовладельцев. Поиск истины в подобных спорах сродни обнаружению черной кошки в темной комнате. И, тем не менее, выход есть. Одна из московских компаний, занимающихся продажей подобного оборудования, предлагает своим покупателям услуги по обслуживанию приобретенных фильтров, когда все необходимые процедуры выполняют специалисты, прекрасно знающие технологию. В итоге — все счастливы, и в первую очередь, конечно же, сами датчики.
КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ
В нашем распоряжении двигатель объемом 2,3 литра с распределенным впрыском топлива и стенд измерения мощности. Первый замер производился с новым штатным бумажным фильтром в стандартном корпусе. Значения, полученные при первом замере, мы приняли за 100%, к которым каждый испытуемый образец «добавлял» то, что мог.
Кому-то цифры в один — два процента покажутся смешными. Они действительно невелики, но и берутся-то они в прямом смысле этого слова из воздуха, и ниоткуда больше. К тому же стоит учесть, что лабораторный двигатель самый что ни на есть обыкновенный, даже прошивка блока управления заводская.
Применение фильтров нулевого сопротивления на доработанных двигателях, естественно, дает более ощутимый эффект.
Нам показались интересными не столько цифры, сколько некоторые особенности, выявленные при обработке результатов теста.
Первая: провал «в минус» у трех фильтров из пяти при частоте вращения коленчатого вала 4000 об./мин. Причем у двух «провалившихся» JR CR-07301 и GREEN CA270 материал фильтрующего элемента — марля, а третьим оказался образец с элементом из «псевдомарли» SIMOTA WS-002.
В то время как полиуретановые RAID HP 526273 и PIPERCROSS C7010V обошлись без досадного «падения». Правда, PIPERCROSS C7010V на 4000 об./мин. вылетел в «ноль» и не дал прибавки ни в мощности, ни в крутящем моменте.
Вторая: максимальный провал имеют тканевые фильтры схожей конструкции GREEN CA270 и SIMOTA WS-002. Вместо сплошной передней крышки (как, например, у JR CR-07301) данные образцы обладают малым фильтрующим конусом, направленным внутрь большого, что позволяет увеличить общую площадь фильтрующей поверхности.
Совпадение ли это, или дело в несовместимости стандартной системы впуска данного двигателя с конкретными образцами, на эти вопросы мы не можем ответить, руководствуясь результатами только этих испытаний. А значит, будут следующие.
Тест фильтров нулевого сопротивления на ВАЗ 2110 (и других авто) провел Иван МИШИН.
ТИП: универсальный конусный до 500 л./с., индукционный, с возможностью очистки и многократного использования.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: раз в 10-15 тыс. км.
МАТЕРИАЛ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА: три слоя пористого полиуретана с разным размером фильтрующих сот, одностороннее армирование (внутри) металлической сеткой с крупными ячейками.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Установка фильтра нулевого сопротивления PIPERCROSS C7010V увеличила максимальную мощность двигателя на 1,1 кВт, и ее значение составило 81,5 кВт при 5000 об./мин.
Прибавка мощности в процентах: при 2000 об./мин. мощность увеличилась на 2,1% (0,7 кВт), при 2500 об./мин. — на 1,42% (0,6 кВт), при 3000 об./мин. — на 1,43% (0,7 кВт), при 3500 об./мин. — на 1,58% (0,9 кВт), при 4000 об./мин. увеличения нет, при 4500 об./мин. на 2,27% (1,7 кВт), при 5000 об./мин. — на 1,37% (1,1 кВт).
Средняя прибавка мощности в процентах составила 1,45%.
Максимальный крутящий момент после установки фильтра нулевого сопротивления PIPERCROSS C7010V повысился на 2,4 единицы и равен 164,3 Нм.
Прибавка крутящего момента в процентах: при 2000 об./мин. крутящий момент увеличился на 2,21% (3,5 Нм), при 2500 об./мин. на 1,61% (2,6 Нм), при 3000 и 3500 об./мин. на 1,35% (2,1 Нм), при 4000 об./мин. увеличения нет, при 4500 об./мин. на 2,21% (3,5 Нм), при 5000 об./мин. на 1,37% (2,1 Нм).
Средняя прибавка момента в процентах составила 1,44%.
РЕЗЮМЕ
Фильтр нулевого сопротивления PIPERCROSS C7010V — единственный фильтр, отработавший во всем диапазоне оборотов без провалов «в минус». Он увеличил максимальную мощность на 1,1 кВт, что не удалось сделать ни одному из конкурентов. Средние прибавки крутящего момента и мощности в процентах тоже самые высокие — 1,44 и 1,45% соответственно. Законное первое место.
ТИП: универсальный конусный до 150 л.с., «индукционный», с возможностью очистки и многократного использования.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: каждые 7000-10 000 км пробега или раз в полгода.
МАТЕРИАЛ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА: два слоя специальной марли из натурального хлопка с масляной пропиткой, каркас — металлическая сетка с мелкими ячейками.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Значение максимальной мощности при использовании фильтра нулевого сопротивления GREEN CA270 не превысило значений, показанных с применением штатного фильтра. Мотор со «штатником» выдал 80,4 кВт, и с GREEN CA270 показал ровно столько же. Основную прибавку удалось получить в диапазоне от 2500 до 3500 об./мин. На этом отрезке фильтр смог накинуть приблизительно по 1 кВт мощности в каждой контрольной точке.
Прибавка мощности в процентах: на отметке 2500 об./мин. мощность увеличилась на 2,83% (1,2 кВт), на отметке 3000 об./мин. — на 1,43% (0,7 кВт), при 3500 об./мин. — на 1,58% (0,9 кВт). Далее при 4000 об./мин. идет спад мощности почти на 0,6%, а в точках 4500 об./мин. и 5000 об./мин. GREEN CA270 дает результаты, аналогичные показаниям при использовании штатного фильтра.
Средняя прибавка мощности фильтра нулевого сопротивления GREEN CA270 в процентах составила 0,79%.
Максимум в 166,5 Нм мотор, оснащенный фильтром GREEN CA270, выдал на отметке 2500 об./мин., против 161,7 Нм со штатным элементом при той же частоте вращения.
Прибавка крутящего момента в процентах: при 2500 об./мин. прирост момента составил почти 3% (4,8 Нм), при 3000 и 3500 об./мин. — 1,35% (2,1 Нм). На 4000 об./мин. крутящий момент упал на 0,56%, а в точках 4500 об./мин. и 5000 об./мин. GREEN CA270 показал те же результаты, что и штатный фильтр.
Трехпроцентное увеличение момента равно 4,8 Нм, это лучший результат теста.
Средняя прибавка момента в процентах составила 0,81%.
РЕЗЮМЕ
Если рассматривать средние прибавки момента и мощности в процентах, то здесь фильтр нулевого сопротивления GREEN CA270 формально делит вторую ступень пьедестала с RAID HP 526273. А если посмотреть на величины максимального момента и мощности, то станет ясно, что здесь GREEN CA270 все же показал лучший результат. Исходя из этого — второе место.
ТИП: универсальный конусный до 140 л.с., с возможностью очистки и многократного использования.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: раз в 8-10 тыс. км.
МАТЕРИАЛ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА: пористый однослойный полиуретан с масляной пропиткой, двухстороннее армирование (снаружи/внутри) металлической сеткой с крупными ячейками.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
С установкой на двигатель фильтра нулевого сопротивления RAID HP 526273 максимальная мощность снизилась на 0,7 кВт и составила 79,7 кВт против 80,4, полученных со штатным фильтром.
Увеличение мощности идет во всем диапазоне оборотов, исключая лишь отметку 5000 об./мин.
Прибавка мощности в процентах: при 2000 об./мин. мощность увеличилась на 1,2% (0,4 кВт), при 2500 об./мин. — на 1,42% (0,6 кВт), при 3000 об./мин. — на 1,43% (0,7 кВт), при 3500 об./мин. — на 1,58% (0,9 кВт), при 4000 об./мин. — на 0,59% (0,4 кВт), при 4500 об./мин. — на 0,27% (0,2 кВт). Отметка в 5000 об./мин. характерна спадом мощности 0,87% (0,7 кВт).
Средняя прибавка мощности фильтра нулевого сопротивления RAID HP 526273 в процентах составила 0,8%.
RAID HP 526273 позволил поднять максимальное значение крутящего момента на 2,6 единицы, в итоге оно составляет 164,3 Нм (против 161,7 Нм со «штатником»).
Прибавка крутящего момента в процентах: при 2000 об./мин. крутящий момент увеличился на 1,32% (2,1 Нм), при 2500 об./мин. — на 1,61% (2,6 Нм), при 3000 и 3500 об./мин — на 1,35% (2,1 Нм), при 4000 об./мин. — на 0,5% (0,8 Нм), при 4500 об./мин. — на 0,25% (0,4 Нм). В точке 5000 об./мин. наблюдается спад крутящего момента на 0,85%.
Средняя прибавка момента в процентах составила 0,79%.
РЕЗЮМЕ
Несмотря на то что максимальные значения мощности и крутящего момента при использовании фильтра нулевого сопротивления RAID HP 526273 ниже, чем при использовании SIMOTA WS-002, отдаем этому фильтру третье место. Во всем диапазоне оборотов он отработал ровно (если не считать провал на отметке 5000), и хоть на 0,3%, но все же улучшал стандартные показатели, не спускаясь в ноль.
ТИП: универсальный конусный до 150 л.с., «индукционный», с возможностью очистки и многократного использования.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: 5–8 тыс. км.
МАТЕРИАЛ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА: с определением природы фильтрующего материала возникли трудности. Нечто спрессованное и явно искусственное нельзя назвать ни полиуретаном, ни уж тем более хлопковой марлей. Остается лишь осторожно предположить, что это синтепон, но утверждать этого мы не можем.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Установка фильтра нулевого сопротивления SIMOTA WS-002 никак не повлияла на максимальное значение мощности двигателя, все те же 80,4 кВт, «выданные» и со штатным фильтром.
Прибавка мощности в процентах: при 2000 об./мин. мощность увеличилась на 2,1% (0,7 кВт), при 2500 об./мин. — на 2,12% (0,9 кВт), при 3000 об./мин. — на 0,61% (0,3 кВт), при 3500 об./мин. — на 0,70% (0,4 кВт), при 4000 об./мин. мощность снизилась на 0,74% (0,5 кВт), при 4500 и 5000 об./мин. мощность не изменилась.
Средняя прибавка мощности фильтра нулевого сопротивления SIMOTA WS-002 в процентах составила 0,69%.
Максимальное значение достигло 165,2 Нм, что на 3,5 единицы больше «стандартных» значений.
Прибавка крутящего момента в процентах: при 2000 об./мин. крутящий момент увеличился на 2,21% (3,5 Нм), при 2500 об./мин. — на 2,16% (3,5 Нм), при 3000 и 3500 об./мин. — на 0,51% (0,8 Нм), при 4000 об./мин. момент уменьшился на 0,81% (1,3 Нм), при 4500 и 5000 об./мин. момент не изменился.
Средняя прибавка момента в процентах составила 0,66%.
РЕЗЮМЕ
Фильтр нулевого сопротивления SIMOTA WS-002 — самый недорогой из представленных образцов. Фильтр показал второй по величине максимальный момент, это все — плюсы, а неизвестно из чего сделанный фильтрующий элемент — минус. Присуждаем ему четвертое место.
ТИП: универсальный конусный до 150 л.с., с возможностью очистки и многократного использования.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: в инструкции на русском языке подробно описана процедура промывки и пропитки, однако про периодичность не сказано ни слова. Поэтому пришлось узнавать у поставщика 8–10 тыс. км.
МАТЕРИАЛ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА: два слоя специальной марли из натурального хлопка с масляной пропиткой, каркас — мелкоячеистая металлическая сетка.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Установка фильтра нулевого сопротивления JR CR-07301 в нашем случае на увеличение максимальной мощности не повлияла. Как и при использовании штатного фильтрующего элемента, она составила 80,4 кВт.
Прибавка мощности в процентах: на отметке 2000 об./мин. мощность увеличилась на 0,3% (0,15 кВт), на отметке 2500 об./мин. — на 0,47% (0,2 кВт), при 3000 об./мин. увеличения нет, при 3500 об./мин. — на 0,18% (0,1 кВт), при 4000 об./мин. мощность снизилась на 0,45% (0,3 кВт), а при 4500 об./мин. снова возросла на 0,8% (0,6 кВт), при 5000 об./мин. увеличения нет.
Средняя прибавка мощности в процентах фильтра нулевого сопротивления JR CR-07301 составила 0,19%.
Максимальное значение крутящего момента — 162,6 Нм, что почти на единицу больше стандартных показателей.
Прибавка крутящего момента в процентах: при 2000 об./мин. крутящий момент увеличился на 0,82% (1,3 Нм), при 2500 об./мин. на 0,56% (0,9 Нм), при 3000 и 3500 об./мин. увеличения нет, при 4000 об./мин. момент снизился на 0,56% (0,9 Нм), при 4500 об./мин. возрос на 0,82% (1,3 Нм), при 5000 об./мин. увеличения нет.
Средняя прибавка момента в процентах составила 0,23%.
РЕЗЮМЕ
Из всех представленных в тесте образцов фильтр нулевого сопротивления JR CR-07301 показал самый низкий максимальный момент, но все равно увеличил стандартные показатели, хоть на 0,9 Нм, но увеличил. Максимальная мощность осталась на том же уровне, что и при использовании штатного фильтра. А вот некая неравномерность в работе очень удивила. И, несмотря на качественный материал фильтрующего элемента и достойное исполнение, присуждаем ему последнее место.
ТИП: универсальный полиуретановый фильтр в карбоновой оболочке с комплектом для впуска холодного воздуха, с возможностью очистки и многократного использования.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: раз в 10-15 тыс. км.
МАТЕРИАЛ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА: три слоя пористого полиуретана с разным размером фильтрующих сот.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Тест фильтра, цена которого превышает стоимость всех участвующих в испытаниях образцов вместе взятых, в наши планы не входил. Однако если судьба дала такую возможность, грех ею не воспользоваться.
Итак, знакомимся: карбоновый корпус, гофрированный патрубок подвода холодного воздуха, и цена почти $400 — это фильтр нулевого сопротивления PERCROSS Viper.
Первоначально PERCROSS Viper предназначались только для Lotus 340R. Теперь удовольствие доступно каждому, и фильтры серии Viper могут устанавливаться на большинство дорожных автомобилей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Начнем с того, что точно передать словами невозможно, а именно со звука фильтранулевого сопротивления PERCROSS Viper Если на холостых оборотах резко открыть дроссельную заслонку, создается ощущение, что слушаешь работу не впускной, а выпускной системы. Благородный бас, издаваемый PIPERCROSS Viper, сродни рокоту неплохо настроенного выпуска. А когда частота вращения коленчатого вала переваливает за 3000 об./мин. кажется, что вы очутились на взлетно-посадочной полосе военного аэродрома, где ввысь взмывает очередной МиГ-29. Так и оглохнуть недолго.
Оснастив Viper’ом лабораторный двигатель, мы получили весьма приличные результаты.
Максимальная мощность поднялась до 81,1 кВт.
Процентное соотношение: при 2000 об./мин. мощность увеличилась на 4,50% (1,5 кВт), при 2500 об./мин. — на 2,12% (0,9 кВт), при 3000 об./мин — на 1,64% (0,8 кВт), при 3500 об./мин — на 1,23% (0,7 кВт), при 4000 об./мин. — на 0,45% (0,3 кВт), при 4500 об./мин. — на 0,8% (0,6 кВт), при 5000 об./мин. — на 0,87% (0,7 кВт).
Средняя прибавка мощности в процентах составила 1,66%.
Максимальный момент вырос до 166,1 Нм и сдвинулся в зону 2000 об./мин.
Процентное соотношение: при 2000 об./мин. крутящий момент увеличился на 4,66% (7,4 Нм), при 2500 об./мин. — на 2,16% (3,5 Нм), при 3000 об./мин. — на 1,67% (2,6 Нм), при 3500 об./мин. — на 1,09% (1,7 Нм), при 4000 об./мин. —на 0,5% (0,8 Нм), при 4500 об./мин. — на 0,82% (1,3 Нм), при 5000 об./мин. — на 0,85% (1,3 кВт).
Средняя прибавка момента в процентах составила 1,68%.
ЦЕНА: средняя в Москве — $375.
РЕЗЮМЕ
Доступен не всем, но в фильтр нулевого сопротивления PERCROSS Viper чувствуются немалые резервы, и раскрыть их в полной мере нам помешал только «стандартный» двигатель. А если иметь «в активе» современный мотор объемом за 3 литра, которому надо облегчить дыхание, то Viper будет тут как нельзя кстати.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!