Перечень действий, которые необходимо произвести с автомобилем перед поездкой, известен каждому водителю. Его можно прочитать практически в любой книге, посвященной ремонту или эксплуатации автомобиля: это контроль уровня масла, тормозной жидкости и т.д. И конечно, контроль уровня давления в шинах.
Очень трудно поспорить с тем, что давление в шинах — это очень важный параметр, но об этом, как и о влиянии данного параметра на активную безопасность мы поговорим ниже. А теперь представьте себе водителя, который перед каждой поездкой бегает вокруг автомобиля с манометром, проверяя степень накачки колес. Конечно, если иметь минимальную фантазию, то представить это не сложно, но в повседневной жизни таких людей встретишь не часто. В основном водители удосуживаются проверять давление лишь перед дальней поездкой, а ежедневный контроль сводится к пинку по колесу, да и то не всегда (чаще всего единственным результатом такого «контроля» оказывается испачканная шина или ботинок).
Вот и получается, что эта рекомендация сродни рекомендации совершать утренние пробежки.
А может, и не стоит особо зацикливаться на этом, может, ничего страшного и не случится? Может, небольшое отклонение от нормы особого влияния ни на что не оказывает? А большое отклонение водитель сразу почувствует?
Давайте посмотрим, чем грозит отклонение давления от нормы в ту или иную сторону.
Сначала возьмем для примера не самый распространенный случай, когда давление в колесе превышает установленную норму. В этом случае увеличивается жесткость покрышки, в результате чего на кузов и подвеску автомобиля передается большее количество ударов и вибраций (увеличивается износ подвески), кроме этого увеличивается износ средней части протектора, соответственно серьезно снижается ресурс и, самое важное, изменяется сила сцепления колесо-дорога, причем в сторону снижения.
При понижении давления ниже установленной нормы увеличивается износ боковых частей протектора, увеличивается сила сопротивления качению (и соответственно растет расход топлива), жесткость покрышки снижается, что отрицательно сказывается на курсовой устойчивости особенно в поворотах, когда проявляется эффект подламливания резины, и также снижается ресурс покрышки.
Для того чтобы в реальном времени контролировать давление в колесах, существуют хитрые устройства с весьма витиеватым названием — датчики давления в шинах. Собственно в этом названии и кроется предназначение этих устройств. Их задача состоит в том, чтобы своевременно сообщить водителю о критическом изменении давления в шинах. Конечно, в случаях серьезного прокола или взрыва покрышки они не помогут, ведь водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при так называемом медленном проколе или просто спускающей покрышке они могут быть просто незаменимыми. Вовремя почувствовать, что у тебя проколото колесо в случае, если давление падает медленно, это не всегда очень просто, ведь небольшой увод автомобиля можно списать на наклон дороги, на неоднородность покрытия, эта ситуация усугубляется на извилистой дороге. В такой ситуации можно просто испортить резину, а можно попасть и в передрягу, если, не дай бог, покрышка сорвется с диска в повороте.
Установленная система контроля в таком случае вовремя предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля.
Конечно, такие системы еще слабо распространены на российском рынке, и стоят они достаточно дорого, но если прикинуть, сколько стоит хорошая покрышка от зарубежного производителя, то сумма уже не кажется слишком завышенной.
Таким образом, если вы желаете потратить определенную сумму на приобретение какого-нибудь автомобильного аксессуара, то стоит уделить немного внимания данным системам, а мы, в свою очередь, постараемся помочь вам с выбором.
ДРУГОЕ: в продаже имеются комплекты, рассчитаные под номинальное давление от 1,8 до 3 бар.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: для работы данного аксессуара EASY CONTROL не требуется ни долгой установки, ни электричества. Система (назовем ее так) представляет собой 4 датчика-колпачка, навинчивающихся на вентиль автомобильного колеса. Корпуса датчиков одновременно являются и «дисплеями» системы.
Конструкция датчиков давления в шинах очень проста: в их корпусах находится по одному подпружиненному сектору зеленого цвета, который перемещается под действием давления воздуха. Внутри этого сектора находится неподвижный столбик с красной и желтой метками.
Данные датчики EASY CONTROL тарируются на заводе и продаются в различных модификациях, рассчитанных на определенное давление. В нашем случае это были датчики, рассчитанные на номинальное давление в 2 бар.
Итак, заводские характеристики таковы: при давлении 2 бар виден зеленый индикатор, при давлении 1,7 бар появляется желтый индикатор, красный появляется, когда давление упадет до 1,3 бар.
К сожалению, мы не можем подтвердить эти характеристики, потому как у нас получилась своя, иная картина: верхний и нижний порог датчики отрабатывают без замечаний, а вот при давлении 1,7 бар у двух датчиков из четырех виден зеленый сектор, у третьего – желтая метка, и четвертый щеголяет красной меткой. Примерно после месяца эксплуатации мы проверили датчики еще раз и обнаружилось, что разброс в показаниях уменьшился (не на 100% конечно, но тенденция радует). Скорее всего это связано с тем, что принцип дейсвия датчиков механический и ему необходимо некоторое время на «обкатку».
Если подвести итог вышесказанному, то получается, что данные датчики не позволяют точно контролировать давление в шинах, и даже при их наличии мы рекомендуем периодически контролировать давление манометром. Но, может, и не стоит требовать от датчиков стоимостью 15 долларов качества, присущего системам, чья цена намного выше 200 долларов? Если посмотреть с этой точки зрения, то получается, что EASY CONTROL вовсе не бесполезный прибамбас, ведь о падении в 0,4—0,5 бар датчики сообщают с довольно высокой степенью точности, а при беглом осмотре шины такое падение можно и не заметить.
ИНДИКАЦИЯ: работает следующим образом: если давление в норме, то зеленый сектор полностью закрывает столбиковый индикатор; если давление невелико, тогда сектор немного уходит вниз и открывает для взора желтую метку; и, наконец, если давление в шине критическое, усилия возвратной пружины хватает для того, чтобы зеленый сектор возвратился на исходную позицию, открыв красную метку.
У данного способа индикации есть два недостатка. Первый — это загрязняемость прозрачной части в процессе эксплуатации. И второй — конструкция датчика накладывает серьезные ограничения на его размеры.
УСТАНОВКА: установка системы занимает в среднем 1 минуту. Перечень действий короток до неприличия: свинтить штатный колпачок с вентиля и навинтить вместо него датчик, операцию произвести на каждом колесе. Все, система установлена. К сожалению, снять ее также очень легко (те водители, у которых автомобили ночуют возле дома, поймут, о чем идет речь).
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: низкая цена, простая установка.
НЕДОСТАТКИ: невысокая точность, «привлекательность» для мелких воришек.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: индикаторы давления в шинах относятся к типу устройств, основное предназначение которых — украсить внешний вид, но в отличие от них EASY CONTROL приносит реальную пользу, и вполне вероятно, что они получат в свой адрес немало теплых слов от владельцев.
ПИТАНИЕ: встроенный элемент питания, расчетный срок службы — 5 лет.
ДРУГОЕ: рабочая температура –40 ~ + 125° С.
ГАБАРИТЫ: масса – 32 г.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: тестирование показало абсолютную работоспособность системы: информация об изменении давления в шинах передается весьма расторопно, а точность манометрической системы (±0,05 бар) намного превосходит точность манометров, встроенных в автомобильные компрессоры.
Еще одним важным достоинством данной модели является то, что она работает и при неподвижном автомобиле.
Из недостатков можно отметить лишь разброс температурных параметров: температура, поступавшая из датчиков, находящихся в равных условиях, в некоторых случаях различалась на 4 градуса. Первая реакция была: как же так, почему нельзя было сделать датчики поточнее? Но потом пришла мысль: а задумывались ли вы об этом параметре, и что будете делать если на самом деле температура в шине будет не 50, а 54 градуса или 46? Правильно — ничего. Эта информация может пригодиться либо гонщикам, либо испытателям.
ИНДИКАЦИЯ: модель обладает развитой системой индикации, состоящей из жидкокристаллического дисплея, функционально объединенного с бипером и электронным блоком в один узел.
Экран дисплея имеет достаточно большие размеры, что при большом количестве выдаваемой информации очень сильно облегчает задачу восприятия. Подсветка дисплея точно такая же, как и у сотовых телефонов NOKIA 3310, ее зеленый цвет не будет раздражать глаза при езде в темное время суток.
Кроме информации о давлении и температуры в шинах на дисплей выводятся дополнительные сервисные пиктограммы: уровня заряда элементов питания в колесных датчиках, подвижного либо неподвижного состояния колеса, пиктограмма, изображающая спущенное колесо, и т.д.
Кроме всего вы можете выбрать величины, в которых будут выводиться на дисплей основные данные: температура в градусах Цельсия или по Фаренгейту; давление либо в килопаскалях, либо в барах, либо в фунтах на дюйм.
УСТАНОВКА: 90% установки — это инсталляция колесных датчиков. В данной системе крепление колесного датчика на диске осуществляется посредством винта, с помощью которого датчик приворачивается к вентилю, предварительно установленному на диске. Естественно, что вентиль здесь также непростой, и он входит в стандартную комплектацию системы.
Дисплей (он же по совместительству и приемник, и электронный блок) устанавливается в передней части салона автомобиля в любом удобном для водителя месте. Подключение дисплея — процедура простая до безобразия: «+» от аккумулятора, «+» от замка зажигания, «-» от аккумулятора, и все.
Итак, датчики установлены, дисплей подключен, колеса накачаны — все готово к бою.
Поворот ключа в замке зажигания — и ничего. Нет, система заработала: дисплей засветился, запищал, но, взглянув на параметры, которые он показывал, сразу стало нехорошо. Система вещала, что давление во всех колесах составляет 0 бар, а температура внутри колес колеблется от —40 до 0° С (это в июле месяце!). Промучившись с таким поведением в течение довольно продолжительного периода времени, мы сдались и решили обратиться к инструкции по эксплуатации. Как оказалось, не напрасно. Решение этой проблемы лежало на поверхности: перед использованием системы необходимо провести процедуру инициализации датчиков. Проделав то, что было указано в инструкции, мы привели систему в рабочий вид.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: работа системы при неподвижном автомобиле, информативность, точное изменение давления.
НЕДОСТАТКИ: погрешность в измерении температуры.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: со своими обязанностями справляется на 100%, к тому же цена для такого типа устройств невысокая.
ПИТАНИЕ: срок службы встроенного элемента питания – свыше 5 лет, при использовании автомобиля в нормальном режиме.
ДРУГОЕ: рабочая температура –40 ~ + 125° С.
ГАБАРИТЫ: масса – 40 г.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: датчики давления в шинах SMART TIRE работает по двум алгоритмам: если машина неподвижна, то сигнал с датчиков приходит на дисплей каждые 15 минут, при условии, что давление упало до 1,25 бар или ниже; если же автомобиль двигается, то сигнал с датчиков поступает каждые 5 минут, а в случае падения давления сигнал передается каждые 7 секунд. Очевидно, что такой алгоритм помогает экономить энергию элементов питания датчиков системы.
Во время тестирования система показала высокое быстродействие: проходит всего несколько секунд с момента старта автомобиля, и датчики давления в шинах SMART EYE находится в боевой готовности.
Что касается достоверности передаваемой информации, то здесь все не так хорошо: расхождения с проверенным манометром в некоторых случаях достигали 0,15 бар. Величина сама по себе не критическая, и большинство манометров, встроенных в насосы, врут гораздо сильнее, но все-таки от системы с такой стоимостью хотелось бы более точной работы.
Температуру внутри шины датчики давления в шинах SMART EYE измеряет точно, хотя этот параметр для водителя не так критичен.
ИНДИКАЦИЯ: система продается в двух модификациях с разными системами индикации. Если хотите выбрать наиболее дешевый вариант, то за 200 евро можно получить систему со светодиодным блоком индикации, на лицевой панели которого расположены 5 светодиодов, индицирующих о включенном/выключенном состоянии системы и о проблемах с параметрами шин. Естественно, что в данном случае вывод информации о конкретной величине давления и температуры в шинах невозможен, и система показывает лишь, что тот или иной параметр вышел за установленные рамки.
Чтобы иметь цифровую информацию, придется потратить дополнительно некоторую сумму на приобретение полнофункционального дисплея. С помощью такого дисплея можно не только получать числовую информацию, но и программировать систему, устанавливая параметры критического давления или температуры, вводить новые датчики. Дисплей имеет строгий дизайн, небольшие размеры и производит впечатление добротной, качественно сделанной вещи.
УСТАНОВКА: способ крепления датчиков довольно необычный: червячным хомутом датчики притягиваются к поверхности диска таким образом, чтобы их корпуса ложились в желоб между двумя хампами1. При таком способе крепления немного уменьшается расстояние от центра диска до датчика, что благоприятно скажется на балансировке, к тому же в случае серьезного прокола датчик будет защищен от повреждения. Длина хомута позволяет устанавливать датчики на колесные диски с посадочным диаметром от 13 до 23 дюймов.
Светодиодный дисплей датчика давления в шинах SMART TIRE имеет свой кронштейн для установки на приборной панели, его фиксация осуществляется с помощью двух присосок. От того, в каком исполнении выполнен полнофункциональный дисплей, зависит способ его крепления: либо непосредственно к лицевой панели светодиодного дисплея, либо с помощью кабеля, связывающего светодиодный и ЖК-дисплей.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: наличие алгоритма работы, позволяющего экономить элементы питания колесных датчиков, возможность выбрать систему с различными дисплеями, тем самым скорректировать затраты на покупку.
НЕДОСТАТКИ: высокая цена, хотелось, чтобы манометрическая система была чуточку поточнее.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: датчики давления в шинах SMART TIRE: давление — мерит, температуру — мониторит, батарейки — экономит, вот только бы стоила подешевле.
ДАТЧИКИ: максимальная рабочая температура — 175° С. Ускорение до 2000G.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: интересной особенностью датчиков давления в шинах MONGOOSE ТPМ-200 является наличие двух антенн, прокладываемых вблизи от колес и соответственно от датчиков. Это было сделано по нескольким причинам: уменьшается расстояние между приемником и передатчиком, таким образом можно снизить мощность передающего устройства, встроенного в датчик, и второе, электронный блок опрашивает датчики с помощью низкочастотного радиосигнала, несущего в себе достаточно энергии для работы микрочипа и получения высокочастотного отклика. Все эти меры позволяют продлить срок жизни элемента питания, встроенного в датчик.
Важно – датчики модели MONGOOSE ТPМ-200 (кстати, единственные в нашем тестировании) разборные, то есть в случае разрядки элемента питания у владельца будет возможность поменять его без замены самих датчиков.
Погрешность в измерении давления составила не более 0,1 бар, что является хорошим результатом, температуру внутри шины система показывала также точно, только вот с чем ее «есть» обычному автолюбителю – непонятно. Очень удобно, что MONGOOSE ТPМ-200 контролирует давление и температуру и при неподвижном автомобиле, то есть в случае прокола ТPМ-200 предупредит водителя об опасности еще до старта.
ИНДИКАЦИЯ: индикация осуществляется с помощью небольшого светодиодного дисплея, на который в цифровом виде выводится информация о давлении и температуре. Система способна отображать эти параметры в различных единицах измерения, для смены которых необходимо пройти процедуру программирования. Эта процедура очень сильно напоминает программирование сигнализации: нажать кнопку — выключить зажигание — включить зажигание — подождать 3 секунды — отпустить кнопку, и так далее. Все это сделано на понятном уровне, и установщик (если он имел дело с установкой сигнализации) легко разберется с алгоритмом, но при одном условии: если производитель потратится на разработку удобоваримой инструкции. Те комиксы, которые шли в комплекте с экземпляром MONGOOSE ТPМ-200 , побывавшем у нас на тесте, не выдерживают никакой критики. Чтобы не мучаться с составлением инструкции на нескольких языках, ее составили в иллюстративном виде с редкими комментариями, причем описание функции, о которой речь идет в соответствующем разделе, иногда предоставляется тоже в иллюстративном виде. Венцом творения составителей инструкции является запись (цитата): «Устройство не может определять износ протектора, а также не может заранее предсказать прокол или другое повреждение шины».
В общем, инструкция довольно сложна для восприятия, что досадно на фоне хорошей работы системы.
УСТАНОВКА: установка датчиков давления в шинах MONGOOSE ТPМ-200 потребует дополнительных затрат по сравнению со своими оппонентами: все дело в том, что для работы необходимо к электронному блоку подключить два провода-антенны длиной 4 и 6 метров и провести их под днищем автомобиля параллельно продольной оси автомобиля таким образом, «чтобы концы антенн располагались на пересечении продольной оси с линией, соединяющей центры передних и задних колес» (выдержка из инструкции). Сами датчики устанавливаются вместо штатного вентиля колеса. Крепление датчика осуществляется с помощью гайки, навинчивающейся на вентиль с внешней стороны диска.
Важный момент – перед первым запуском MONGOOSE ТPМ-200 необходимо провести процедуру инициализации датчиков, иначе они не будут «видны» для системы.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: разборные датчики, точность системы.
НЕДОСТАТКИ: относительно трудоемкая процедура установки, невнятная инструкция.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: затратив дополнительные усилия на установку MONGOOSE ТPМ-200 , вы будете вознаграждены прекрасной работой системы.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!
Отзывы пользователей
Свой отзыв оставил:
Алекс
Автору: пряиятно видеть, что есть люди, умеющие писать понятные статьи. Спасибо!
Свой отзыв оставил:
Евгений
Протестировал TPMS CRX -1002 http://www.spb-elektro-shop.ru/shop.php?cid=74 - достаточно удобно...!!!
Свой отзыв оставил:
Василий
Если точнее то 2005
Свой отзыв оставил:
Григорий
Тест лохматых годов. Года 2000-го наверное.
Свой отзыв оставил:
Василий
На Российском рынке появились датчики фирмы Carax TPMS CRX -1001
[img]http://carax.ru/files/carax_tpms_crx_1001.jpg[/img]
и TPMS CRX -1002
[img]http://carax.ru/files/carax_tpms_crx_1002.jpg[/img] протестируйте их.
Свой отзыв оставил:
1
И в чем заключается тест? Текст не совпадает с заглавием.