www.autodela.ru — все об автозапчастях и дополнительных аксессуарах

Начало
Начало Контакты Карта сайта




Тест огнетушителей

ЗАГОРЕЛСЯ КОШКИН ДОМ...


Современные автомобили оплетены и пронизаны жгутами электропроводки, блоками электронного управления, а также электрическими исполнительными механизмами и устройствами. Такое электрическое изобилие привносит заметный комфорт в нашу «жизнь за баранкой», но вместе с тем все более тесное соседство автомобильной электрики с топливом, маслом и легковоспламеняющимися отделочными материалами заметно увеличивает и риск возникновения пожара в автомобиле. Стремясь уберечь автомобиль от угона, мы устанавливаем на него дополнительные противоугонные средства, тоже, как правило, работающие от электрических источников питания, а желание сэкономить на «бензине» приводит к оснащению автомобиля газовым оборудованием. В обоих случаях неквалифицированное проведение монтажных работ может обернуться пожаром.


Учитывая все вышесказанное, вопрос «А насколько я готов к активной защите своего автомобиля от огня?» звучит более чем резонно, хотя и несколько пространно. Для того чтобы дать на него правильный ответ, вначале каждому из нас необходимо ответить на несколько уточняющих вопросов: «Что такое огнетушитель?», «Есть ли он в моем автомобиле?», «Умею ли я им пользоваться?» и «Насколько эффективно его действие?».


Отвечая на поставленные таким образом вопросы, мы, в свою очередь, почесав затылки, дали ответы на первые два, а за ответами на оставшиеся вопросы в один из предновогодних декабрьских дней отправились за город. В багажнике нашего автомобиля перекатывались шесть отобранных нами для тестирования образцов огнетушителей, приобретенных в различных торговых точках Москвы, специализирующихся на продаже автомобильных запчастей. Наш выбор огнетушителей был продиктован их предложением в розничной продаже, поэтому двухкилограммовый порошковый огнетушитель ОП-2(з)* соседствовал с литровым водным огнетушителем ОВ-1(з), исключением из этого правила стал лишь углекислотный огнетушитель ОУ-1, приобретенный в магазине, торгующем средствами пожаротушения. Поступая так, мы полагали, что подобранные образцы будут наилучшим образом соответствовать тем огнетушителям, которыми укомплектовано большинство легковых автомобилей, раскатывающих по российским дорогам.


КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

Для имитации возгорания в подкапотном пространстве мы использовали жестяной поддон площадью примерно 1 квадратный метр и ветошь, обильно смоченную в бензине, каждый раз порция бензина составляла приблизительно 500 граммов. Поджигая пропитанную бензином ветошь, мы ждали некоторое время, давая огню разгореться как следует, и лишь после этого приступали к его тушению. В каждом конкретном случае нами фиксировалось время, затраченное на тушение пожара, и время работы огнетушителя.

 


НАША СПРАВКА

Существуют три основных принципа тушения огня: охлаждение очага горения, изолирование очага горения от поступления кислорода и ингибирование химических реакций горения, — каждый из которых представляет собой отдельную грань так называемого треугольника огня. При отсутствии хотя бы одной грани у этого треугольника всякий процесс горения становится физически невозможным. Поэтому так или иначе вся история борьбы человека с пожарами разворачивалась согласно этим трем направлениям, и число средств, что человек изобретает и использует для борьбы с огнем, из года в год только множится и совершенствуется.

Вплоть до начала XIX века технический арсенал для борьбы с пожарами составляли проверенные временем бердыши, ломы, рогатины, заступы, топоры и ведра, а основным средством тушения огня оставалась обычная вода из реки или колодца.

Первый портативный огнетушитель, изобретенный в 1813 году капитаном британской армии Георгом Малби, представлял собой медный цилиндр высотой около восьмидесяти сантиметров, в который в качестве огнетушащего вещества заливали подщелоченную воду — около 13,5 литра, а роль вытесняющего газа выполнял закачанный в баллон сжатый воздух.

Постепенно благодаря успешному развитию науки человеку в стихии огня удалось рассмотреть протекание обыкновенной химической реакции, что коренным образом повлияло на весь последующий процесс развития средств пожаротушения.

НАШ ВКЛАД

В разработку новых химических огнетушащих составов значительный вклад внесли и ученые России. Так, начало использованию огнетушащих составов положил наш соотечественник С. П. Власов. В 1815 году им на имя министра народного просвещения России графа Разумовского подается несколько докладных записок, содержащих предложения по совершенствованию методов пожаротушения. В одной из докладных им излагается принципиально новый в то время подход к тушению пожара, основанный на: «…воспрепятствовании прикосновения воздуха к горящему телу». Для приготовления огнетушащих составов, обладающих необходимыми «воспрепятствующими», т.е. изолирующими свойствами, Власов предлагал использовать в качестве активных смешиваемых с водой реагентов смеси растворов квасцов и поташа, растворы хлористого и сернокислого калия с сульфатом железа, суспензию железного купороса и извести, а также отходы мыловаренного производства.

В 1819 году другой российский ученый П. Шумлянский в своем труде «Дополнение к сочинению о способах против пожара» сформулировал идею тушения огня с помощью инертных газов, суть которой сводилась к окутыванию места возгорания обильной тучей дыма. С целью получения облака густого дыма в нужном месте и в нужное время Шумлянский рекомендовал приготавливать специальный состав: «…самого низкого пороха мякоть, простая глина и вода в известной пропорции соединенные». Но лишь спустя семьдесят лет после опытов П.Шумлянского другим русским ученым М. Колесником-Кулевичем был научно обоснован метод газового пожаротушения. Согласно его исследованиям «для тушения пламени вещество должно быть газообразным или легко переходящим в газы», в качестве одного из таких веществ в пример он приводил двуокись углерода (СО2).

МОДЕРНИЗАЦИЯ
ФОРМЫ И
 СОДЕРЖАНИЯ

В середине XIX века в Европе и России активно ведутся работы, нацеленные не только на создание новых огнетушащих смесей, но параллельно совершенствуется и форма их упаковки. Так появились огнетушители-гранаты в форме сосудов, изготавливаемых из тонкого стекла. Емкость таких сосудов колебалась в пределах 0,5–1,5 литра. В зависимости от места их производства состав огнетушащего вещества в таких гранатах мог заметно отличаться друг от друга: так, в различных сочетаниях их начиняли водными растворами квасцов, буры, глауберовой соли, углекислого калия, хлористого натрия, кальция, магния, серы и т.д. При тушении пожара такие гранаты забрасывались в горящее помещение, после чего двери плотно закрывались, чтобы перекрыть приток свежего воздуха к очагу возгорания.

При использовании было необходимо проявлять известную осторожность, так как разлетающиеся в разные стороны стеклянные осколки корпуса гранаты могли поранить и находящихся рядом людей. Осторожность требовалась и при перевозке гранат, и при их хранении.

Впервые такие гранаты появились в Америке в 1871 году, а затем благодаря развернутой широкой рекламной кампании они стали популярны и во многих европейских странах. Броские названия, что давались такого рода гранатам, свидетельствуют об острой конкурентной борьбе, существовавшей в то время на рынке подобных огнетушащих средств, где они были призваны играть едва ли не решающую роль в привлечении внимания покупателей: «цилиндр Винера», «граната Гардена», бомбы «Смерть огню», «Россия» и тому подобные названия говорили сами за себя. Но в то же время современниками этих гранат была отмечена их невысокая эффективность при тушении огня, сопоставимая с огнетушащей способностью обыкновенной воды.

Конец все того же девятнадцатого столетия был отмечен появлением созданного российским изобретателем Н. Б. Шефтелем взрывного огнетушителя «Пожарогаз», заполненного двууглекислой содой, квасцами или сернокислым аммонием с примесью инфузорной земли и асбестовых очесов. Было положено начало порошковому пожаротушению. В корпус огнетушителей данного типа закладывался пороховой заряд, взрыв которого наступал спустя 12–15 секунд после воспламенения бикфордова шнура. Однако из-за опасности, которую представлял собой инициирующий заряд с 800 г пороха, такие огнегасители не получили широкого распространения.

ПЕНА ПЕННАЯ

В 1902–1904 годах усилиями инженера-химика по образованию и преподавателя Бакинской гимназии по роду занятий А. Г. Лорана были разработаны два способа получения пены для пожаротушения: механический и химический. В первом случае вода или водный раствор насыщался каким-либо газом, не поддерживающим горения, вслед за чем полученный состав нагнетался под давлением в герметичный сосуд. Во втором случае Лоран предложил использовать два раствора: раствор углекислой среды и подкисленной воды. В один и этих растворов добавлялось вспенивающее вещество, такое, к примеру, как лакрица, при соединении жидкостей образовывалась обильная пена. В честь автора состав для получения химической пены был назван «Лорантин». Несколько лет спустя перебравшись в Петербург, Лоран наладил выпуск огнетушителей собственной конструкции, дав им название «Эврика». Огнетушители «Эврика» изготавливались из листового железа и имели цилиндрическую формулу. Внутри у них было устроено три отделения, два из которых были наполнены химическими жидкостями, а третье, пустое, служило местом для смешивания обеих жидкостей в момент переворачивания огнетушителя верх дном и приведения его в действие. Не претерпев практически никаких существенных изменений, пенный огнетушитель конструкции Лорана благополучно дожил до наших дней.

К числу неоспоримых достоинств пенных огнетушителей можно отнести их дешевизну, а также простоту в изготовлении и обслуживании, вместе с тем они имеют и такие существенные недостатки, как высокая коррозионная активность рабочей смеси и сравнительно невысокая относительно современных средств эффективность пожаротушения. Кроме этого, пеной нельзя тушить находящееся под напряжением загоревшееся электрооборудование, так как она прекрасно проводит электрический ток. Диапазон рабочих температур пенных огнетушителей от –5 до +40 єС, показатель, который в условиях нашей по преимуществу холодной страны практически исключает возможность круглогодичного применения такого типа огнетушителей на средствах автотранспорта. Все типы пенных огнетушителей обязаны проходить ежегодную аттестацию.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОРОШОК

На сегодняшний день наиболее распространенным типом огнетушителей на транспорте остаются порошковые огнетушители, чей принцип действия основывается на торможении химического процесса горения. Порошковые огнетушители заряжены огнетушащим порошковым составом и закачаны инертным газом (азот или диоксид углерода) до давления 16 атм.

По своему составу, в зависимости от типа того или иного порошкового огнетушителя, огнетушащие порошки могут отличаться друг от друга, это может быть и бикарбонат натрия, и углекислый натрий, и фосфорно-аммонийные соли, и т.д. с комплексом различных наполнителей и добавок.

Порошковые огнетушители обладают высокой огнетушащей способностью и широким температурным диапазоном применения от –50 до +50 єС. Огнетушители данного типа пригодны для тушения пожаров различных классов, а также электрооборудования, что находится под напряжением до 1000 В.  Огнетушители данного класса комплектуются пусковым (запорным) устройством, конструкция которого позволяет простым движением одной руки привести огнетушитель в действие. Показания встроенного в головку огнетушителя закачного типа манометра отражают давление внутри корпуса огнетушителя. Преимущество порошковых огнетушителей закачного типа по сравнению с огнетушителями со встроенным источником давления — их моментальная реакция на нажатие пускового рычага выбросом огнетушащего состава, в то время как для огнетушителей со встроенным источником давления характерна в этот момент 2–3‑секундная, а иногда и более продолжительная, задержка. Перезарядка порошковых огнетушителей проводится один раз в пять лет.

За счет высокой огнетушащей эффективности порошковые огнетушители являются наиболее экономически выгодными средствами пожаротушения, исходя из показателя «отношение стоимости огнетушителя к площади тушения».

Срок службы порошковых огнетушителей, установленных на автотранспортных средствах вне кабины или салона автомобиля, до очередного освидетельствования составляет 1 год. Для остальных огнетушителей, не подверженных столь резкому воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, этот же период составляет 2 года.

Главным недостатком огнетушителей данного типа является то, что после их применения, спекаясь, порошок образует на поверхности трудноудаляемые отложения.

ТУШИМ СИФОНОМ

Этого недостатка начисто лишены газовые огнетушители. Составы газовых огнетушителей разбавляют горючую среду и наряду с этим, как и порошковые огнетушители, тормозят химические процессы горения. Как уже было упомянуто выше, идея использования атмосферы инертных газов для тушения огня впервые была высказана П. Шумлянским еще в 1819 году. Во второй половине XIX столетия ученые уже выяснили, что такие газы, как двуокись углерода, оксид серы (сернистый газ), можно использовать в качестве огнетушащего вещества объемного действия благодаря их способности снижать содержание кислорода в закрытом помещении или объеме. В тот же период были разработаны специальные огнетушащие картонные патроны, которые заполнялись смесью селитры, серы и тонко измельченного угля, иногда к ним примешивали песок и окись железа. В случае пожара у огнетушащего патрона поджигали фитиль и забрасывали его в горящее помещение. Процесс горения заряда огнетушащего патрона сопровождался интенсивным выделением сернистого газа и других газообразных продуктов, связывающих кислород, оказывая тем самым тушащее действие.

Во второй половине XX столетия наибольшее распространение из числа газовых огнетушителей получили те их разновидности, которые использовали в качестве своего заряда двуокись углерода и хладоны.

Двуокись углерода (СО2) при температуре +20 єС и давлении 760 мм рт. ст. представляет собой бесцветный газ, в полтора раза тяжелее воздуха. В огнетушителе углекислота находится в жидком состоянии под давлением 6–7 МПа, температурный режим хранения и применения углекислотных огнетушителей от –40 до +50 єС. При переходе жидкой двуокиси углерода в газообразное состояние ее объем увеличивается в 400–500 раз, при этом процесс сопровождается большим поглощением тепла. При введении его в зону горения состав резко снижает температуру горения и содержание кислорода в воздухе. Так, при снижении содержания кислорода в очаге пожара до 12–15% гаснет открытое пламя, а в атмосфере, где содержание кислорода не превышает 8%, прекращается процесс тления.

Огнетушащий состав углекислотных огнетушителей не причиняет вреда объекту тушения, обладает хорошими диэлектрическими свойствами. Огнетушители данного типа предназначены для тушения пожаров класса A, B, C (твердых, жидких веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением не более 10 кВ — пожары класса Е.

К недостаткам углекислотных огнетушителей можно отнести: охлаждение металлических деталей огнетушителя и раструба (снегообразователя) до минус 60–70 єС, в то же время, если раструб изготовлен из пластмассы, то на нем скапливается заряд статического электричества (до нескольких тысяч вольт), появляется возможность повторного появления очагов пожара на обработанной углекислотой площади в том случае, если огонь сохранился в труднодоступных для прямого удара струи огнетушителя полостях. Также некоторые ограничения применения углекислотных огнетушителей обоснованы их способностью к быстрому вытеснению кислорода, что в условиях замкнутого пространства приводит к затруднению дыхания людей, животных и т.д.

ХЛАДОН

Принцип действия хладоновых огнетушителей (на основе галогеносодержащих углеводородов) основан на снижении содержания кислорода в газовой среде. Наиболее широкое распространение хладоновые огнетушители получили в период 70–80‑х годов прошлого столетия. Будучи эффективны при тушении почти всех типов горючих веществ, хладоны чрезвычайно негативно влияют на окружающую среду и прежде всего на состояние озонового слоя атмосферы, тем самым нарушая защитные свойства последней. Поэтому Монреальским протоколом и другими международными соглашениями было рекомендовано сократить производство хладонов, а впоследствии и вовсе его прекратить. К настоящему времени уже разработаны рецепты и налажен выпуск озонобезопасных хладонов. Новые марки хладонов по своей огнетушащей способности уступают прежним маркам хладонов, поэтому их не применяют в качестве огнетушащего вещества в переносных огнетушителях, в основном они служат зарядом для стационарных автоматических установок пожаротушения.

И все-таки до сих пор среди встречающихся еще на наших рынках компактных хладоновых огнетушителей, как правило, импортного производства существует опасность приобретения «квази-огнетушителя», содержащего в своем составе высокотоксичные и при этом горючие галогеносодержащие вещества.

Для тушения пожара на автотранспортных средствах применяются прежде всего порошковые огнетушители. Также допускается применение углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара В), чем рекомендованные для этой же цели порошковые огнетушители. На автотранспортные средства допускается устанавливать только те модели огнетушителей, что были сертифицированы в системах ГОСТ и ССПБ, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.


Огнетушители - интервью с автором теста




Автомобильный огнетушитель ОП-2(з) порошковый

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя: порошковый ОП-2(з) закачного типа.
Количество огнетушащего вещества, кг: 2,0±0,3.
Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 1,17…1,57 (12…16).
Время выхода огнетушащего вещества, с:  7.
Габариты, мм: 340х140х130.
Масса огнетушителя, кг: 3,3…3,8.
Диапазон рабочих температур, С: от –40 до +50.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Первым мы решили испытать порошковый огнетушитель ОП-2(з), изготовитель ЗАО ППТ «Факел», Белоруссия, с двухкилограммовым зарядом. Сколько времени требуется водителю, для того чтобы приступить к тушению вспыхнувшего под капотом его автомобиля пожара? На остановку, открывание багажника (в салоне легковушки с трудом можно отыскать место даже для семисотграммового огнетушителя, не говоря уже об огнетушителях большей массы) и капота человеку с хорошей реакцией потребуется по крайней мере секунд десять. При этом остановка автомобиля, открывание его капота и багажника — хорошо всем знакомые ежедневные операции, которые могут быть выполнены, даже с учетом стрессовой ситуации, любым, кто водит автомобиль, практически на подсознательном уровне, чего нельзя сказать о подготовке огнетушителя к работе. Теперь попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз пользовались огнетушителем? Думаю, многие из вас так и не смогут ответить на этот, по сути, весьма простой вопрос. Даже если вы зайдете на свой любимый сервис ниссан и спросите у техников, которые обслуживают ваш автомобиль, вряд ли они ответят. Поэтому в случае возникновения пожара в подкапотном пространстве автомобиля борьбу с огнем, скорее всего, будет вести человек, который едва ли не в первый раз держит огнетушитель в своих руках. В связи с этим крайне важным моментом является то, чтобы порядок работы с пусковым механизмом огнетушителя был максимально прост и удобен.
При осмотре огнетушителя на его корпусе мы не обнаружили никаких следов повреждения, стрелка манометра указывала на середину зеленого сектора, чека и пломба были на своих местах. После поджога пропитанной бензином ветоши начался обратный отсчет времени тушения «пожара».
Выждав, пока пламя охватит весь периметр жестяного поддона, приступили к его тушению: потянув за кольцо предохранительной чеки, мы без всякого труда вытащили ее из зацепления, кончик небольшого пластмассового распылителя с приблизительно метрового расстояния направили на огонь и, приготовившись считать секунды, нажали на верхний рычаг огнетушителя. «Раз…» — только мы и успели произнести, как вырвавшийся с шипением огнетушащий порошок в виде конусовидного фронта ударил сразу по всей площади горения, через секунду не оставив и следа от языков пламени. Вдохновленные столь бодрым началом и принимая во внимание то, что в огнетушителе еще оставалась изрядная часть состава, мы имитировали повторное возгорание. Но на этот раз, к нашему немалому удивлению, огнетушитель честно, на протяжении 6 секунд, до конца отработав оставшийся в нем после первого раза заряд, так и не смог остановить процесс горения. Немного забегая вперед, надо сказать, что и испытание еще одного порошкового огнетушителя, повторный залп которого также не увенчался успехом, позволяет утверждать, что при тушении огня порошковыми огнетушителями большое значение имеет не только химическая формула самого огнетушащего состава, но и давление, под которым этот состав распыляется. Поэтому наш совет на будущее при работе с компактными порошковыми огнетушителями: не пытайтесь производить пробные/тренировочные выбросы огнетушащего состава, первый залп у таких огнетушителей, буквально сбивающий пламя ударной волной, наиболее эффективен.
 
РЕЗЮМЕ:
Изготовитель ЗАО ППТ «Факел», Белоруссия. Огнетушащий состав: «Марка Вексон — АВС», дата выпуска — сентябрь 2006 года, дата очередной инспекции — сентябрь 2007 года.
Время, затраченное на тушение очага возгорания, — 1 секунда, общее время работы огнетушителя — 7 секунд.


Автомобильный огнетушитель ОП-1 (Пенный)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя:  ОП-1 (пенный).
Количество огнетушащего вещества, кг:  нет данных.
Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: нет данных.
Время выхода огнетушащего вещества, с: нет данных.
Габариты, мм: 255x65x34.
Масса огнетушителя, кг: 0,4.
Диапазон рабочих температур, С: от –5 до +50.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Следующий участник теста обладал такими характерными внешними признаками: весь корпус покрыт царапинами, пломба отсутствует, на встряхивание он отзывался характерным дребезжанием отвалившейся или соскочившей пластиковой детали в пусковом механизме огнетушителя, на криво наклеенной этикетке в строке «тип огнетушителя» была указана аббревиатура ОП-1, расшифрованная его создателями как «Огнетушитель пенный» хотя, по правде говоря, такая аббревиатура всегда была прерогативой никак не пенных, а порошковых огнетушителей. Цена — 150 руб. Ни завод-изготовитель, ни дата производства/дата очередной инспекции огнетушителя установлены не были. Короче, наглядный пример того, что абсолютное большинство водителей возит в своем багажнике.
Уже только внешний осмотр третьего участника нашего теста заставил шевельнуться дремавшего в нашей душе червя сомнения. Несмотря на это, со своей стороны, мы сделали все от нас зависящее, чтобы заставить этот «чудо-огнетушитель» работать. Мы установили на место соскочившую пластиковую деталь, да и температура окружающего воздуха, что является немаловажным фактором для начинки пенных огнетушителей, в тот день была плюсовой. Но как оказалось позже, помочь этому огнетушителю уже ничто не могло. С трудом выдернув выскальзывающую из пальцев чеку, мы привели огнетушитель в действие: несколько раз возмущенно фыркнув, он выдавил из себя какую-то, простите, соплю, именно надувшееся пузырем содержимое чуть ниже выпускного сопла и подсказало нам, что огнетушитель действительно пенный. Или когда-то им был. Как видите, на этот раз нас наши предчувствия не обманули, мы стали свидетелями провала и, как следствие, дисквалификации участника номер три.
 
РЕЗЮМЕ
«Огнетушитель пенный ОП-1» — гласит надпись на его криво приклеенной этикетке и сразу ставит читающего ее в тупик, так как аббревиатура «ОП» принадлежит никак не пенным, а исключительно порошковым огнетушителям. Завод-изготовитель не установлен. К числу недостатков пенных огнетушащих составов можно отнести их высокую коррозионную активность, электропроводимость и сравнительно узкий температурный диапазон применения. Сделав все от нас зависящее, чтобы помочь не то пенному, не то порошковому огнетушителю проявить свои боевые качества, мы даже вернули на место соскочившую со своего места клавишу распылителя. Во время самого испытания благодаря повисшей на кончике распылителя жиденькой пенки нам только то и удалось установить, что огнетушитель действительно «пенный».
Кстати, не стоит забывать, что огнетушители актуальны не только для частного транспорта. Если вы заказываете аренду бетоновоза или другой спецтехники, убедитесь в наличии и исправности огнетушителя.
 


Автомобильный огнетушитель ОП-1(б) порошковый

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя: порошковый ОП-1(б) со встроенным баллоном высокого давления.
Количество огнетушащего вещества, кг:  1,0±0,2.
Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 0,5–0,6 (5–6).
Время выхода огнетушащего вещества, с: 5.
Габариты, мм: 380х90х100.
Масса огнетушителя, кг: 1,8…2,0.
Диапазон рабочих температур, С: от –20 до +50.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

К следующему участнику нашего теста огнетушителю ОП-1(б) после внешнего осмотра у нас не возникло никаких замечаний, чека и пломба были на месте. Дата выпуска — июль 2006 года, дата очередной инспекции — июль 2007 года — все как у людей.
Аккуратно уложенный в картонную упаковку, содержащую знак «Сто лучших товаров России», ОП-1(б) смиренно ждал своей очереди. Надо сказать, что лично у меня этот огнетушитель даже вызывал некоторую симпатию, так как почти точно такой же экземпляр (с небольшим отличием в механизме активации огнетушителя) возил в своем «Москвиче» еще мой дедушка, а потом он переехал в новый автомобиль Skoda. Так что теперь у меня в голове рождались мысли вроде «Качество, проверенное временем…» или что-то в том же духе.
Корпус огнетушителя выполнен из пластмассы, в штатном режиме давление внутри корпуса огнетушителя не превышает обычного атмосферного, а вытесняющий газ находится в тщательно закупоренной капсуле, контур в виде углекислотного баллончика, который в момент активации огнетушителя механически распечатывают. В результате вытесняющий газ поступает в основной корпус огнетушителя, в нем создается избыточное давление, и далее смесь вытесняющего газа и порошка через сопло огнетушителя направляется на горящий объект. Это теория, а на практике мы так и не смогли привести в действие огнетушитель
ОП-1(б), наша попытка воспользоваться его содержимым окончилась выходом из строя пластиковых деталей механизма активации огнетушителя. Хотя бы просто высыпать из корпуса на пылающий огонь огнетушащий порошок также не удалось. После таких «фокусов» на упаковке огнетушителя на том месте, где был отпечатан знак «Сто лучших товаров России», возникло желание написать совсем другие слова.
РЕЗЮМЕ
Огнетушитель ОП-1(б). Дата выпуска — июль 2006 года, дата очередной инспекции — июль 2007 года.
Попытка потушить очаг возгорания с помощью огнетушителя ОП-1(б) продемонстрировала абсолютное бессилие данного средства первичного пожаротушения реализовать свой огнетушащий потенциал. Вскрытие показало, что механическая часть огнетушителя исправно сработала и распечатала герметично закрытый контур встроенного баллона высокого давления, вот только баллон на этот раз подкачал, точнее подкузьмил.


Автомобильный огнетушитель ОП-1(з) порошковый

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя: порошковый ОП-1(з) закачного типа.
Количество огнетушащего вещества, кг:  1,0±0,3.
Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 1,17…1,57 (12…16).
Время выхода огнетушащего вещества, с: 5.
Габариты, мм: 280х112х115.
Масса огнетушителя, кг: 2,1…2,8.
Диапазон рабочих температур, С: от –40 до +50.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Кстати, этим огнетушителем можно тушить не только автомобили. Ведь бывают такое, что загораются спальни Италии - в этих случаях он тоже поможет.
Следующим в нашем тесте значился российский килограммовый порошковый огнетушитель производства компании ООО «Мелани-Трейд» ОП-1(з). При визуальном осмотре никаких повреждений на корпусе огнетушителя нами обнаружено не было, показания на встроенном манометре указывали на то, что давление внутри огнетушителя в норме, чека опломбирована.
Легко выдернув чеку, направив сопло огнетушителя на огонь, с помощью пускового механизма, идентичного тому, каким был укомплектован и его белорусский собрат, мы привели огнетушитель в действие.
И в этот раз для тушения бушующего пламени огнетушителю ОП-1(з) потребовалось не более одной секунды.
При повторном тушении приблизительно четырехсекундный выброс огнетушащего состава под натужное шипение вытесняющего газа не увенчался успехом, на этот раз, как и в случае с повторным залпом ОП-2(з), пламя вновь оказалось сильнее.
РЕЗЮМЕ
Порошковый огнетушитель закачного типа производства компании ООО «Мелани-Трейд» ОП-1(з) — перезаряжаемый. Огнетушащий состав: «Марка Вексон — АВС», дата изготовления — октябрь 2006 года, дата повторной инспекции — октябрь 2007 года.
Время, затраченное на тушение очага возгорания, — 1 секунда, общее время работы — 5 секунд.


Автомобильный огнетушитель ОВ-1(з) водный

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя:  ОВ-1(з).
Количество огнетушащего вещества, кг:  1,0±0,1.
Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 0,4 (4,0).
Время выхода огнетушащего вещества, с: 8.
Габариты, мм: 340x62x62.
Масса огнетушителя, кг: 0,75.
Диапазон рабочих температур, С: от –20 до +50.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Далее в нашем тесте следовал сравнительно небольшой, аккуратно выполненный и, если бы не нанесенная крупными буквами на его корпусе пояснительная надпись, с виду гораздо более похожий на обычный аэрозольный баллон водный огнетушитель марки ОВ-1(з). При визуальном осмотре никаких повреждений на корпусе огнетушителя нами обнаружено не было. Бумажные пломбы, с помощью которых опечатывается колпачок огнетушителя, были на месте. Производитель — НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности», дата изготовления — июнь 2006 года, срок службы — 5 лет, цена — 155 руб.
Приступая к тушению огня, никаких трудностей, связанных с приведением огнетушителя в действие, мы не отметили. Сорвав защитную крышку с корпуса огнетушителя, мы только нажали на головку клапана с небольшим раструбом-распылителем. Проработав почти семь секунд, огнетушитель ОВ-1(з) выложился на все сто процентов, полностью извергнув за это время все содержимое своего жестяного нутра на пылающий огонь. Но все же на этот раз силы явно были не равны, 500 граммов огнетушащего вещества на 500 граммов горящего бензина продемонстрировали очевидное преимущество последнего — пламя удалось сбить только наполовину. Формально огнетушитель не справился с поставленной перед ним задачей, но при этом, принимая во внимание его исправную работу и сравнительно небольшие габариты, благодаря чему его легко можно хранить под сиденьем любого, даже легкового автомобиля, данный огнетушитель можно рекомендовать как эффективное средство для тушения небольших очагов возгорания в автомобильном салоне.
 
РЕЗЮМЕ
Огнетушитель водный, марки ОВ-1(з) «Нимбус». Производитель — НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности», дата изготовления — июнь 2006 года, срок службы —
5 лет.
Огнетушащий состав (ОТВ В-1) представляет собой водный раствор органических и неорганических биоразлагаемых экологически чистых веществ, выполняющих функции антипиренов и антифризов.
Стоит отметить, что для еще более подробного теста потребуются передвижные мастерские и спецавтомобили. С помощью пожарно-спасательных автомобилей модно провести новые испытания.

Автомобильный огнетушитель ОУ-1(з) углекислотный

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя:  ОУ-1(з).
Количество огнетушащего вещества, кг:  1,0±0,1.
Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 14‑15 (140‑150).
Время выхода огнетушащего вещества, с: 8.
Габариты, мм: 430х108х314.
Масса огнетушителя, кг: 6.
Диапазон рабочих температур, С: от –50 до +50.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Ну и напоследок мы приберегли углекислотный огнетушитель ОУ-1(з). Производитель — ОАО «Трансмаш». При визуальном осмотре огнетушителя никаких повреждений на корпусе нами обнаружено не было, чека и пломба были на месте. От прочих участников теста ОУ-1(з) отличался намного большей массой, что объясняется толстыми стенками его корпуса, рассчитанными на большое внутреннее давление — около 150 атмосфер, и внушительным размером раструба — распылителя.
Надо сразу сказать, что идея протестировать углекислотный огнетушитель в самую последнюю очередь была правильной. Напоследок ОУ-1(з) сумел-таки порадовать нас своими способностями в борьбе с огнем. Четыре раза подряд разводимый нами в поддоне огонь сдавался под натиском огнетушащей струи углекислого огнетушителя. Четыре раза подряд, через секунду после нажатия на пусковую рукоятку огнетушителя, вид бушующего огня сменялся видом пепелища, покрытого налетом быстро тающей изморози. Для выражения того чувства, что мы испытали при виде столь эффективной работы огнетушителя, можно подобрать только одно слово: «Восторг!».
И все же при тушении пожара тем или иным огнетушителем ручного типа, независимо от его исправности и огнетушащих свойств, не исключается вмешательство в процесс пожаротушения столь непредсказуемого «человеческого фактора», в то же время с изобретением «автономных систем пожаротушения» появилась и такая возможность. Судя по растущему из года в год на нашем рынке количеству предложений «автономных систем», такой метод борьбы с огнем находит все большее число сторонников. К разговору об устройстве и работе данных систем на страницах нашего журнала мы вернемся в одном из его следующих номеров.
 
 
РЕЗЮМЕ
Углекислотный огнетушитель ОУ-1(з). Производитель — ОАО «Трансмаш», масса огнетушащего состава — 1±0,05 кг, дата выпуска огнетушителя — январь 2006 года, дата очередной инспекции — январь 2007 года.
Единственный участник теста, который не только справился с поставленной задачей, но и после этого запаса углекислоты в баллоне хватило, чтобы трижды праздновать безоговорочную победу над огнем.
Вот только при работе с углекислым огнетушителем надо соблюдать известную осторожность, так, при неаккуратном с ним обращении можно получить низкотемпературный ожог.





Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашим интернет АУКЦИОНОМ!
Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!



Отзывы пользователей

Свой отзыв оставил:

Александр
Для того кто писал про раскаленный двигатель......
Если двиг раскален от пожара то хуже ему уже не будет от резкой заморозки, так как он уже будет поведенный и мало вероятно что подлежит ремонту.
И вообще углекислотный более надежный с точки зрения долгого хранения, порошковый после долгого хранения необходимо перезаправлять даже если давление в норме.

Свой отзыв оставил:

Сергей
Пользуюсь только огнетушителями "Бонтэк". Мой многолетний опыт показал, что у этой компании самые современные технологии тушения огня. Вещество, которое используется в их огнетушителях не только быстро сбивает пламя, а и препятствует повторному возгоранию или тлению. Рекомендую всем !

Свой отзыв оставил:

Александр
Компания "Бонтек" предлагает большой ассортимент систем пожаротушения для офисов и квартир. Новая уникальная система пожаротушения гарантирует безопасность Вашего помещения. Ознакомиться с товарными предложениями можно у них на сайте bontel01.ru

Свой отзыв оставил:

кавз
Все пластиковые огнетушители в большинстве своём мура. На них вроде как "случайно" не указывается производитель, на самом деле отсутствие производителя - гарантия того, что это подделка. Я сам проверял "огнетушители" типа этого оп-1(б), три штуки (причем все новые, из автомагазина) и у всех сломались ручки. А в двух из проверенных вместо порошка оказался песок.

Свой отзыв оставил:

Николай
вчера сгорел авто потушить его не смогли, мой оп 2 сдох потому как тушить пришлось пластиковую канистру, которая вспыхнула от коллектора под днищем доставить туда порошок небыло возможности не пложов огнетушитель посему он был не эффективен, пожалел что небыло ОУ, теперь поеду и куплю 2 оп 2 и оу 2.. места немного зато шансов больше, лучше пусть лопнет двигатель от охлаждения чем сгорит весь авто (о помощи проезжающих.. не чёкаясь.. все снимали на телефоны но никто не помог)

Свой отзыв оставил:

Павел
Василий, вы абсолютно не правы! порошковый огнетушитель абсолютно беспомощен если в баллоне нет давления. Вы не сможете доставить порошок к месту горения по одной простой причине-потоки горячего воздуха будут уносить мелкодиспесный порошок от источника.
И вам ничего не останется как наблюдать за кончиной своего коня.
ИМХО огнетушитель либо порошковый но обязательно с монометром и следить за давлением или углекислотный. Второй предпочтительней , но тяжелый.

Свой отзыв оставил:

Аркадий
Специально для Василия
http://www.youtube.com/watch?v=Vl0jSFB_zvs

Свой отзыв оставил:

Sergey
Месяц назад тушил пожар двигателя под капотом своего авто. Мой ОП-1(б) не смог сказать даже \"пшик\", только сломал пластмассовую ручку. Испытал неслабый стресс. Помогли проезжающие мимо водители, их ОП-1(з) или ОП-2(з) спасли моего коня от гибели. На всякий случай буду возить с собой еще и ОУ-1(з).

Свой отзыв оставил:

А как
На счет углекислых все понятно, но что скажет раскаленный от работы двигатель, который попробуют заморозить?

Свой отзыв оставил:

Я
Огромное спасибо за тест! очень позновательно!

Свой отзыв оставил:

Василий
Порошковый тушит не зависимо от давления главное доставить порошок к тому что горит и если порошок НАСТОЯЩИЙ хоть руками посыпай он потушит, все остальное туфта.

Свой отзыв оставил:

Евгений
Спасибо! Очень познавательно!

Свой отзыв оставил:

Сергей
Поддерживаю Ваш выбор на 100%.5 лет в пожарной охране.Повидал немало.ОУ-это хороший выбор.

Обсудить в форуме



Оставить отзыв

Имя

E-mail (не обяз.)

Отзыв

Введите код (цифры)






audi цены
ауди центр запад
audi цены
служба доставки по Москве HY-Express



фольксваген
бмв цены

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Articles
Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на www.autodela.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал. АвтоДела".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -

Дизайн сайта: Максим Зимин