Для того чтобы ввести читателей в курс дела, поясним:
MS-PGSM2 — это GSM-пейджер со встроенным GPS-приемником или GPS/ GSM сигнализация. Он инсталлируется в автомобиль тремя способами. Первый — совместно с цифровой сигнализацией СТАЛКЕР. Второй — подключение параллельно аналоговой/цифровой сигнализации любого производителя. И третий — независимое подключение без использования сигнализации. Более подробно о различиях в возможностях можно прочитать в прошлых номерах нашего журнала (№34/2006). Добавим лишь, что в нашем случае используется второй вариант подключения — параллельно автосигнализации MS-BAIKAL.
Переходим непосредственно к тесту
Если при включении первой системы у нас возникли небольшие сложности с первоначальными настройками, то в этом случае установщики лишили нас возможности повозиться с ними — в сервисе все настроили. Ну ладно, это только плюс сервису — позаботились о клиенте. Будем надеяться, что подобное внимание будет оказано «всяк туда входящему». Используя знакомый алгоритм, прописываем свой телефон и проверяем прохождение сигнала тревоги.
Все нормально, сбоев нет, и телефон через положенные 10 секунд отзванивает, сообщая о посягательстве на авто. Поскольку время позднее, а охранный комплекс более-менее знаком, мы оставляем дальнейшее исследование возможностей системы на потом и отправляемся домой. В процессе поездки в перерывах между песнями несколько раз непроизвольно хватаюсь за мобильный телефон из-за того, что в динамиках раздается характерный звук возбуждения катушек от высокочастотного излучения телефона при вызове абонента. Но ничего не происходит, звонка нет. Наверное, усталость, решаю я.
На следующий день история повторяется, и тут я начинаю подозревать, что дело не в моем телефоне. Но ведь в машине есть еще один телефон! Это GPS/ GSM сигнализация
MS-PGSM2, и он как раз располагается в непосредственной близости от магнитолы! Источник помех найден. Для того чтобы от него избавиться, необходимо всего-то при установке найти другое место для инсталляции основного блока. Будем надеяться, что установщики просто об этом не знали, а не схалтурили.
Подобное поведение системы — оборотная сторона неусыпного контроля за автомобилем, система постоянно на связи, и поэтому «фонит». Но ехать в сервис переставлять систему не стали, слышно ее не громко и то только в паузах между песнями.
Теперь переходим к изучению инструкции
Как человек, не первый раз обращающийся к ней, могу констатировать, что инструкция стала более доступной для неподготовленного пользователя, и некоторые тупики, с которыми мы столкнулись в предыдущей версии, были в новой редакции разъяснены. При этом пользоваться ею стало несколько удобнее. Вот только в схеме установки есть некоторые неточности, не согласующиеся с данными, заложенными в память системы.
Скажи «Нет!» лишним SMS
С первого взгляда в работе системы ничего не изменилось, разве что пропали надоедливые SMS, которые периодически будили по ночам. Так, в первой версии система извещала пользователя о том, что ей не удалось связаться с сервером. Было это так. Стоит машина ночью зимой на автозапуске и регулярно раз в два часа заводится. GSM-пейджер обнаруживает это, но, поскольку событие не относится к приоритетным, владельцу о нем не сообщается, а вот на сервер информация все равно должна уйти. Пейджер пытается связаться с сайтом и обнаруживает отсутствие GPRS канала, «расстраивается» и шлет владельцу SMS: «Не могу, мол, связаться с сервером». А это как раз то знание, которое очень нужно спящему человеку в 3 часа ночи…
Во второй версии системы подобные надоедливые SMS полностью отсутствуют. В случае если не было тревоги, система не сообщает владельцу о всяких «технических сложностях», а просто запоминает их и, когда выходит на связь, скидывает накопленные данные на сервер. Таким образом, система может запомнить до 600 событий.
Так что в этом отношении эта версия оказалась более заботливой о хозяине, чем предыдущая.
Но если происходит тревога, то система не должна ждать связи с сайтом, а сразу же (точнее в нашем варианте установки через 10–15 секунд) отзванивать владельцу, сообщая о посягательстве на нее.
Трасса с точностью до поворота
Ну что ж, пора зайти на сайт
www.car-online.ru и посмотреть, что новенького. С точки зрения оболочки не изменилось практически ничего, поэтому этот аспект мы затрагивать не будем. А вот количество событий, которые система передает на сайт, увеличилось в несколько раз! Теперь понятно, почему производителям понадобилось дер-жать постоянно открытый GPRS канал. Отслеживается не все, а только то, что попадает под контроль блока! Открылась или закрылась дверь, капот или багажник, включение-выключение зажигания. Естественно, видны все сигналы тревоги.
Отдельно хочется остановиться на трассировке пройденного пути. В первой версии отображались только точки начала и конца пути, а для того чтобы на сайте отображалось некое подобие трассы, необходимо было включить систему в режим таймера. При этом задается время, через которое блок выходил на связь с сайтом и сбрасывал свои координаты (например, через 10 минут). Соответственно, трасса прокладывается на основании этих точек, так что трассой ее можно назвать только с натяжкой. То есть если автомобиль стоит, то система также регулярно связывается с сайтом, засоряя своими сообщениями ленту протоколов.
В новой системе GPS/ GSM сигнализации на базе
MS-PGSM2 удалось избавиться от всех перечисленных выше недостатков за счет того, что она сама понимает, движется автомобиль или нет. Программа устроена таким образом, что отслеживает завод автомобиля, а затем контролирует направление его перемещения. Если вектор движения автомобиля отклонился от прямой, то сообщение об этом отправляется на сайт. Таким образом, трасса движения автомобиля прописывается очень подробно.
У нас все записано
Также подробно, я бы даже сказал скрупулезно, система записывает все события, происходящие с ней. Открыл или закрыл пользователь дверь, включил замок или выключил зажигание, или открыл капот, все записывается в протоколе событий. Более того, на сервере отображаются все системные события, такие, как смена GSM-зоны, перезагрузка модема и т.д. Всего система выводит сообщения о 55 (!) происходящих событиях. Чтобы лишние не мешали просмотру протоколов, в оболочке предусмотрены специальные фильтры. К сожалению, полные возможности системы по контролю за состоянием автомобиля можно раскрыть только при установке пейджера вместе с автосигнализацией
MS-СТАЛКЕР.
Работа в режиме тревоги
Во время тревоги система работает по следующему алгоритму. Тут необходимо сделать небольшое лирическое отступление по поводу алгоритма работы пейджера: она будет отличаться в зависимости от способа ее инсталляции. Как мы уже говорили ранее, систему можно установить либо вместе с
MS-СТАЛКЕР, либо отдельно.
В первом случае блок работает как пейджер и получает информацию о происходящих событиях по цифровой шине LAN от головной системы.
Во втором система может устанавливаться самостоятельно либо совместно с любой другой сигнализацией. В этом случае GPS/ GSM сигнализации на базе
MS-PGSM2 пользуется информацией со своих концевиков, которые подключаются к дверям, капоту и багажнику, а также к замку зажигания. В этом варианте пейджер работает как автосигнализация, только не орет на всю улицу сиреной, а тихо звонит владельцу на мобильный. Ставится на охрану она либо скрытым выключателем, либо сигналом от установленной охранной системы. Как раз из-за того, что имеется возможность включения/выключения системы с тумблера, и меняется алгоритм работы. Система встает на охрану и снимается с нее не сразу, а с задержкой, которая дается автовладельцу, чтобы добраться до скрытого переключателя. Она составляет 10–15 секунд, но, как оказалось, играет с системой плохую шутку.
Но обо все по порядку.
Алгоритм работы построен таким образом, что при возникновении тревоги система в первую очередь звонит на мобильный хозяину автомобиля, если не дозванивается, звонит по второму в списке телефону и т.д., пытаясь сообщить о возникшей проблеме. После того как механический мужской голос сообщит владельцу о причине тревоги, наступает очередь скинуть всю информацию на сайт. Если система включена по второму варианту, то первые 10 секунд она ждет, не снимет ли ее кто-нибудь с охраны, и лишь после этого начинает обзванивать записанные телефоны.
Пока связь хорошая и с GPRS каналом все нормально, система отрабатывает алгоритм оповещения на отлично, и первый вариант включения отличается от второго только 10–15‑секундной задержкой звонка, что непринципиально.
Проблемы начинаются, если со связью что-то не так. И дело даже не в задержке, а в педантичности системы, отслеживающей все изменения. Для примера будем считать, что злоумышленник открывает дверь. Сирена автомобильной сигналки орет, а пейджер ждет положенные 10 секунд и не переходит на отрабатывание охранной ситуации. Но он не просто ждет, а связывается с сайтом и скрупулезно сообщает, что была открыта дверь. И если в этот момент связь прервется, то модем, встроенный в пейджер, зависает и пытается связаться с сайтом, совершенно забыв, что 10 секунд прошли и давно пора звонить по все телефонам. Но не все так плохо. Через какое-то время включается ограничение по продолжительности связи, модем перегружается, обнаруживает, что была тревога, и начинает звонить владельцу. Установленные нами задержки при этом составляют 10–15 минут.
Приходит на ум простой вопрос: зачем вообще нужна задержка? Когда система включается не тумблером, а от охранного комплекса?
Разработчики уверяют, что таковы требования ГОСТ для автосигнализаций с отключением по тумблеру. А зачем пейджер с шикарными возможностями подтягивать к статусу автосигнализации? Может, вообще отказаться от этого, зато получить эффективный универсальный пейджер? Или сделать что-то типа переключателя. Устанавливаешь независимо с выключением тумблером, есть задержка, совместно с сигнализацией она отключается. Оставим пока эти вопросы открытыми.
Надо сказать несколько слов о том, что система имеет два коммутируемых по SMS выхода, на основе которых можно реализовать блокировки, которые включаются дистанционно. Это большой плюс системы. Справедливости ради стоит сказать, что в первой версии системы подобные возможности также были.
Ваш фотопортрет
Несомненной изюминкой системы является наличие
фоторегистраторов MS-TC485. Переоценить возможность видеоконтроля за автомобилем трудно. Но тут нужно помнить, что устанавливаемые камеры не снимают видео (а именно об этом нас спрашивали после первой публикации по системе), они фотографируют. Это маленькие фотоаппараты, которые фотографируют и пересылают данные на сайт.
Качество изображения вполне приемлемое, чтобы при дневном освещении видеть лица людей или, например номер автомобиля, стоящего сзади.
Всего можно подключить до восьми
MS-TC485. Куда их направить, зависит от фантазии заказчика и установщика. Устанавливаются они скрытно, благо размер чувствительного элемента чуть больше квадратного миллиметра.
Каждая из камер настраивается индивидуально. На сайте www.car-online.ru для это предусмотрено отдельное окно. При этом срабатывание камеры привязывается к событиям, происходящим с сигнализацией, а, как вы помните, таких событий всего 55. Так что есть где разгуляться.
При дневном освещении работу камер можно признать хорошей, а вот в сумерках чувствительности уже не хватает, так что про ночь и говорить не стоит. По словам установщиков, можно оснастить систему инфракрасными камерами, тогда ночью будет все видно. Стандартно эти камеры не поставляются, так что придется искать.
Срабатывание камер также зависит от качества канала связи. Поскольку система не имеет памяти на изображения, то после считывания она начинает сразу его же передавать. Если во время передачи произошел сбой, изображение будет обрезанным.
Работа сайта
По субъективным ощущениям, работа оболочки сайта стала более устойчивой, хотя регистрируемых событий по сравнению с первой версией стало значительно больше. Для того чтобы не утонуть в их изобилии, имеется эффективная и удобная система фильтрации.
Для тех, кто не читал предыдущий тест, вкратце повторим описание основных страниц сайта.
После введения пароля пользователь попадает на страничку «Протокол событий». На ней виден список событий, а с правой стороны — деталировка с небольшой картой и иногда миниатюрной фотографией. Соответственно, с нее можно напрямую попасть на закладку «Местоположение», если кликнуть на карту, или на закладку «Фото», если кликнуть на фотографию.
В последнем случае перед пользователем откроется полученное с камеры изображение с максимальным разрешением. Если же перейти на страничку «Местоположение», то на ней можно просмотреть пройденный путь за последние сутки. При этом пользователю предоставляется возможность работать с обычной растровой картой или синхронизировать ее карту с космической фотосъемкой, полученной с
Google Map.
Если хочется экзотики, то можно попробовать найти свой автомобиль, используя триангуляционные методы через вышки сотовой связи. Если в Москве это скорее всего не получится, то в Санкт-Петербурге вполне реально. В нашей северной столице сеть вышек сотовой связи практически вся известна, в то время как в Москве информацию о реальном покрытии сотовые операторы стараются не раскрывать.
Остальные закладки описывать не будем, они нужны для настройки системы.
Если говорить о пожеланиях к разработчикам, то хочется, чтобы в протоколе событий писалось не обезличенное «Вход 2 вкл» или «Вход 2 выкл». Почему бы, если система и так знает, что информация обрабатывается с концевиков, а не с цифровой шины, просто и понятно не писать: «Открылась дверь», «Включилось зажигание» и т.д., ведь все для определения этого системой есть?!
Резюме
Новая система GPS/ GSM сигнализации на базе
MS-PGSM2 стала удобнее, компактнее и понятнее.
Пользователю информация предоставляется в понятном и доступном виде. Если на сервисе один раз грамотно настроили систему, то вмешательства в ее работу не требуется. Справедливости ради стоит сказать, что есть несколько детских болезней, но, по нашему мнению, избавиться от них разработчикам не составляет труда. При этом осуществленные доработки могут быть закачаны на устройство дистанционно все по тому же GPRS каналу.
В качестве рекомендаций хотелось бы попросить компанию Magic Systems подготовить детальные инструкции для своих установочных центров по различным вариантам инсталляции этого комплекса.
Алексей ПЕТРОВ