Как все мы прекрасно знаем еще с далеких детских лет, на планете Земля насчитывается семь чудес света, однако российским автолюбителям уже давно известно восьмое — отечественные автомобили, качество изготовления коих уже обросло легендами, которые наши дети будут рассказывать своим внукам. Причем если вопрос небольшого ресурса некоторых узлов автомобиля решается с помощью комплектующих иностранного производства, то вопрос комфортного времяпрепровождения в салоне еще открыт. Причин тому хватает, наиболее веские из них — это непродуманная эргономика места водителя и его спутников, а также проблемы с климатом внутри машины.
Остановимся более подробно на последней проблеме, ведь она актуальна, особенно при нашем климате, круглый год: летом мы «паримся» под лучами жаркого солнца, а зимой замерзаем от наступивших холодов.
Вопросы о микроклимате люди научились решать по-разному: кто-то предпочитает устанавливать кондиционер на ВАЗ, а кто-то просто пошире открывает окно. Кстати говоря, когда-то давно некая компания предлагала следующее решение задачи: устанавливаем на автомобиль два стеклоподъемника и термодатчик. Как только температура повысилась выше допустимого уровня, стеклоподъемники опускали стекло на необходимую величину, тем самым восстанавливая заданную температуру и не отвлекая водителя от управления своим авто.
Но вернемся к более реальным вещам. Некоторым может показаться, что явной угрозой для летней жары может быть кондиционер, в принципе это правильно, но так как современный автомобиль, даже отечественный, это сложная электромеханическая система, то нужен единый «мозг», который будет получать информацию от датчиков системы отопления и вентиляции и грамотно управлять ее исполнительными механизмами и самим кондиционером.
Этим «мозгом» является блок управления микроклиматом, главным плюсом которого является возможность автоматического поддержания заданной температуры. Это достигается двумя способами: либо за счет четко подобранного положения воздушной заслонки и скорости вентилятора, либо их постоянным регулированием. Так что от адекватности работы блока климат-контроля зависит очень многое.
На рынке на сегодняшний день представлено не так уж и много систем климат контроля для ВАЗ 2112 и ВАЗ 2110, в нашем же тесте были представлены наиболее распространенные из них.
УПРАВЛЕНИЕ КЛИМАТОМ: автоматический режим поддержания заданной температуры, полуавтоматический режим поддержания заданной температуры, ручная регулировка температуры в салоне (положение воздушной заслонки), управление кондиционером.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: измерение внешней температуры, измерение температуры двигателя, напряжения бортовой сети, считывание и сброс кодов ошибок ЭСУД.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
УСТАНОВКА: установка системы климат контроля БРИЗ на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112 осуществляется в место штатного САУО и не вызывает головной боли, единственное, что насторожило, так это ненадежная фиксация в проеме, которая послужила причиной перекоса блока во время управления.
ЭРГОНОМИКА: управление системой климат контроля БРИЗ 2110 происходит с помощью пяти кнопок, расположенных в нижней части блока, и энкодера. Вышеупомянутые кнопки имеют следующие предназначение: A/C — управление кондиционером; AUTO — автоматический режим поддержания заданной температуры; t — режим отображения температуры за бортом автомобиля; t внутри символа автомобиля — режим отображения температуры внутри автомобиля; INJ — режим отображения температуры двигателя, напряжения бортовой сети и считывания кодов ошибок. Сигнализацией включения каждой из кнопок служит светодиод. Энкодер же предназначен для регулирования оборотов вентилятора и изменения положения воздушной заслонки, переключение между режимами вентилятор/заслонка осуществляется нажатием.
РАБОТА БЛОКА: во время тестирования БРИЗ 2110 была замечена некоторая неадекватность работы блока в автоматическом режиме, а именно — при непрогретом двигателе вентилятор выходит на максимальные обороты и регулировка температуры осуществляется лишь изменением положения воздушной заслонки, что приводит к охлаждению и так еле теплого воздуха. Но выход из данной ситуации есть — воспользоваться полуавтоматическим режимом, тогда скорость вентилятора будет задаваться вручную, а положение заслонки — автоматически.
Достижение необходимой температуры происходило достаточно быстро, да и на изменение климата в салоне блок реагировал достаточно шустро, главное, перед эксплуатацией блока провести калибровку датчика температуры в салоне. Сначала мы эту процедуру не провели, и блок буквально «сходил с ума», лихорадочно шевеля заслонкой и показывая неправильные значения температур, но после калибровки все прошло.
Небольшое неудобство было испытано во время работы с блоком «вслепую». Так как кнопки включения режимов находятся заподлицо с корпусом, то приходится отвлекаться от дороги, чтобы попасть пальцем в нужную, также насторожила неинформативная работа энкодера.
ДИСПЛЕЙ: на светодиодный дисплей системы климат контроля БРИЗ 2110 выводится такая информация, как: индикация температуры в салоне; индикация температуры за бортом; индикация напряжения бортовой сети, температуры двигателя, кодов ошибок ЭСУД; индикация положения воздушной заслонки и скорости вращения вентилятора осуществляется с помощью шкал, расположенных по бокам дисплея. Из-за маленьких символов, расположенных у «подножия» шкал, приходится привыкать к тому, за что какая из них отвечает. Причем у левой шкалы есть особенность: если блок климат-контроля работает в режиме «авто», то эта шкала информирует о заданной температуре, а если речь идет о ручном режиме, тогда шкала показывает текущее положение воздушной заслонки. Читаемость дисплея в целом находится на приемлемом уровне.
ОСОБЕННОСТИ: одной из особенностей блока БРИЗ 2110 является то, что с помощью оного можно управлять кондиционером (во время теста адекватность работы данного режима не была проверена, так как автомобиль не был оснащен последним). Еще одна приятная особенность — после включения зажигания предусмотрена задержка включения всех элементов управления для облегчения запуска двигателя.
ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: лицевая часть изделия имеет нормальное качество изготовления, чего не скажешь о тыльной стороне, которая сделана из оцинкованной жести (скорее всего, задумана конструкторами для лучшего отвода тепла) достаточно грубо, с криво приклепанным фиксатором, который и является виновником ненадежной фиксации блока в проеме. Внешний же вид изделия достаточно хорошо гармонирует с приборной панелью.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА системы климат контроля для ВАЗ 2112 и ВАЗ 2110: относительно небольшая цена, возможность управления кондиционером, полноценная гарантия.
НЕДОСТАТКИ: небольшие эргономические просчеты, качество изготовления.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: БРИЗ 2110 полноценный климат-контроль, в котором множество хороших идей были не слишком хорошо воплощены в жизнь.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ: режим «Экран САУО и Параметров», режим «Мультиэкран», режим «Настройки», режим «Диагностика», режим «Техобслуживание», режим «Спорт», режим «Отчеты», режим «Органайзер».
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
УСТАНОВКА: инсталляция данного блока климат-контроля GAMMA GF-412 не вызывает никаких проблем, если, конечно, следовать понятной инструкции, которая поставляется в комплекте.
Хотя и здесь есть свои тонкости: информацию о маршрутных параметрах GAMMA GF-412 получает не с К-линии, а с колодки маршрутного компьютера, который штатно устанавливался на автомобили в комплектации «Люкс».
ЭРГОНОМИКА: управление блоком GAMMA GF-412 осуществляется с помощью энкодера и четырех клавиш, которые переключаются с приятными, выверенными усилиями. Выбор функции в карусельном меню осуществляется с помощью кнопок «вверх», «вниз» либо вращением энкодера, благодаря которому руководить процессами очень легко и удобно. Для подтверждения сделанного выбора необходимо нажать кнопку «EDIT» либо на торец энкодера. Для выхода из подменю служит кнопка «EXIT».
По умолчанию блок находится в режиме «САУО и Параметры», где энкодером можно настроить скорость вращения вентилятора, а, нажав на него, появляется возможность выставить необходимую температуру. В меню «Настройки» необходимо выбрать тип отопителя, и тогда скорость вентилятора будет иметь 8 фиксированных положений для 11?го и 4 для 10?го отопителя. Эта функция влияет также на полярность подключения микроредуктора заслонки системы отопления.
РАБОТА БЛОКА: к работе блока GAMMA GF-412 не возникло никаких нареканий, да и возникнуть их не должно было: ведь режим поддержки температуры осуществляется воздушной заслонкой, а скорость вентилятора регулируется вручную.
Еще раз повторимся, что управление блоком очень удобно и логично, а принцип управления отдаленно напоминает знаменитый i-Drive от BMW.
ДИСПЛЕЙ: у бортового компьютера с климат контролем GAMMA GF-412 достаточно большой графический индикатор отображает большое количество параметров, которые имеют весьма понятные символы. Дисплей хорошо читается в любую погоду и обладает мягкой голубой подсветкой (на рынке также представлены блоки с синей и оранжевой подсветкой), которая чуть притухает при включении габаритных огней. В меню «Настройки» можно выставить необходимую вам яркость и контрастность, для дневного и ночного режима по отдельности, для чего нужно включить/выключить габаритные огни во время настройки, а также задействовать инверсный режим дисплея, который противостоит ослеплению водителя в темное время суток.
Так что дисплей GAMMA GF-412 хорош, единственное, что настораживает, так это большое время отклика матрицы при температуре ниже нуля градусов, что в принципе свойственно большинству индикаторов данного типа.
ОСОБЕННОСТИ: особенность блока состоит в том, что это тандем САУО и хорошего бортовика. Так как о САУО было рассказано выше, то стоит упомянуть интересные функции бортового компьютера. А именно режим «Cпорт», в котором возможно измерить следующие динамические характеристики автомобиля: время разгона до 100 км/ч, время и max скорость, показанные при прохождении мерного участка, обороты двигателя в графическом и цифровом виде, текущую скорость. Режим «Техобслуживание» позволяет настроить пробег до следующей замены: масла, ремня ГРМ, свечей зажигания, воздушного и топливного фильтра. Режим «Мультиэкран 1,2» позволяет наблюдать на дисплее за 6 выбранными вами параметрами. В подменю «Ошибки БУД» реализована возможность текстовой расшифровки текущей ошибки ЭБУ. Для тех, кто большую часть жизни проводит в машине, в режиме «Органайзер» представлен будильник. Еще одна полезная в наше время особенность — в случае, когда вы выключили зажигание, но забыли погасить габариты, блок оповестит вас звуковой сигнализацией.
ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: большой графический дисплей и энкодер органично «вписались» в данном блоке климат-контроля. Фактура пластика корпуса схожа с той, что применена в приборной панели, и благодаря этому гармонирует с ней. Качество изготовления блока находится на должном уровне.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: функциональность, удобство управления, большой графический дисплей, достаточно современный дизайн, качество изготовления.
НЕДОСТАТКИ: небольшой срок гарантии, относительно высокая цена.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: именно к системе климат контроля GAMMA GF-412 с бортовым компьютером подходит поговорка «За все хорошее нужно платить».
СОВМЕСТИМОСТЬ С КОНТРОЛЛЕРОМ: тип контроллера не влияет на работоспособность блока.
ДИСПЛЕЙ: светодиодный индикатор.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
Автоматическое поддержание заданной температуры в режимах «НАГРЕВ» и «ОХЛА-ЖДЕНИЕ»; управление штатным отопителем, управление кондиционером любого типа; принудительное включение отопителя в режим «НАГРЕВ», принудительное включение кондиционера в режим «ОХЛАЖДЕНИЕ»; автоматическая регулировка скорости вращения вентилятора отопителя; ручное регулирование скорости вращения вентилятора отопителя; задержка включения компрессора при запуске двигателя; запоминание в энергонезависимой памяти установочной температуры воздуха в салоне; режим «ПРОСУШКА» — одновременное включение кондиционера и отопителя.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
УСТАНОВКА: процесс установки системы климат контроля ЭСКО, сводится к следующим действиям: во-первых, нужно, собственно говоря, заменить штатный блок управления на имеющийся; во-вторых, необходимо заменить термоэлемент, который расположен в датчике температуры воздуха в салоне, а он находится на потолке; в-третьих, если на автомобиле установлен кондиционер, следует немного доработать проводку, установив в 10?й контакт 13?контактной колодки контакт включения кондиционера. И, в-четвертых, если у вас установлен отопитель старого образца, то для правильной работы блока необходимо поменять местами контакты 8 и 2 в основной колодке, однако додумываться до этого необходимо самому.
ЭРГОНОМИКА: блок ЭСКО управляется с помощью семи клавиш. Две клавиши, которые расположились с левой стороны, отвечают за увеличение и уменьшение температуры, причем на клавише, понижающей «градусы», символ меньше, чем на той, что повышает, так что все понятно с первого взгляда. С правой стороны находятся две кнопки управления скоростью вращения вентилятора, здесь такой же принцип, как и на кнопках управления температурой: меньше символ, меньше скорость и наоборот. В низу блока приютились следующие три клавиши (слева направо): включения кондиционера, включения режима автоматического поддержания температуры, включения обогрева. При задействовании каждой из клавиш над ними загорается светодиод, информирующий о включении выбранного режима.
РАБОТА БЛОКА: после того как проведены все многочисленные операции по установке блока ЭСКО, датчика температуры салона, замены контактов микроредуктора и калибровки, работу блока можно признать хорошей, хотя ничего выдающегося он не показал, да и не мог — вся «десятая» система вентиляции, достойная лишь снисходительных ухмылок, сводит на нет все усилия производителей.
ДИСПЛЕЙ: на дисплей системы климат контроля ЭСКО, который состоит из светодиодных элементов, выводится информация о реальной и заданной температуре в салоне, а также о скорости вращения вентилятора. Во время тестирования светодиодный индикатор вызвал следующие нарекания: во-первых, на дисплее очень плохо читается шкала, показывающая текущую скорость вращения вентилятора отопителя и индикаторы выбранного режима работы, особенно в солнечную погоду, а во-вторых, при дневном освещении через дисплей просвечивается эле-ктронная начинка прибора. Все вышеперечисленное говорит о том, что водителю придется «отлучаться» от дороги на достаточное время, чтобы изменить желаемый параметр климат-контроля, хотя можно предположить, что это недостаток конкретного образца.
ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: внешний вид блока климат-контроля достаточно современен и скромен, что позволяет ему прекрасно вписываться в архитектуру 10-й приборной панели.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: приятный дизайн, простое управление.
НЕДОСТАТКИ: нечитабельный дисплей, отсутствие режима калибровки микроредуктора заслонки системы отопления.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: образец системы климат контроля ЭСКО оставил неоднозначное впечатление: перед покупкой лучше посмотреть его в деле.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!