А нужны ли фары в городе? Противотуманные фары автомобиля предназначены в первую очередь для работы в условиях тумана, как, собственно, и следует из их названия. Однако в городе, где туман образуется лишь на отдельных небольших участках, противотуманные фары выполняют и другие функции: освещение ближней и средней зоны проезжей части, освещение обочины и улучшение заметности автомобиля на дороге. Хорошие и правильно отрегулированные противотуманки частично могут исправить «слепоту» основных фар автомобиля и сделать дорогу в темное время суток и в непогоду безопаснее.
Какой вариант выбрать?
Наличие штатных противотуманных фар, как правило, является привилегией автомобилей дорогих комплектаций. Поэтому доля машин, где таковые отсутствуют, достаточно велика. Особенно это заметно в классе недорогих городских автомобилей. У автовладельцев, решивших оснастить свое авто противотуманными фарами, есть две альтернативы.
Первый вариант — это установить штатные противотуманные фары, которые предлагаются в качестве опции заводом-изготовителем автомобиля. Такие фары индивидуальны для каждой модели. Достоинствами этого решения является наличие всех необходимых креплений для установки и законченный внешний облик автомобиля. Недостатки фар от автопроизводителей кроются в цене комплекта и, что также очень актуально, в использовании малораспространенных типов ламп.
Второй вариант — установка комплекта универсальных фар. Три года назад мы проводили тесты таких фар (ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела. 2004. № 15; № 27). Поскольку принципиальных новинок за прошедшее время в этой отрасли представлено не было, эти тесты актуальны и сегодня: большинство моделей, принимавших участие в тестах, есть в продаже. Поэтому каждый владелец сможет подобрать наиболее подходящий именно для его автомобиля комплект фар.
Установка универсального комплекта по силам автовладельцу с минимальными навыками слесаря и электрика, поэтому монтаж универсальных противотуманных фар не должен вызвать больших проблем. Единственным серьезным недостатком этого варианта можно признать спорный внешний вид такой установки, что разочарует многих автовладельцев.
А если совместить?
Мы решили совместить оба эти варианта и установить универсальные противотуманные фары в штатные места в бампере. Для этого нам пришлось сделать специальные «очки». О технологии их изготовления мы и хотим вам рассказать. В качестве машины для установки был выбран автомобиль KIA RIO, но, по большому счету, модель автомобиля не играет особой роли.
Кстати, похожими методами можно изготовить, например, «реснички» для фар и другие детали для изменения внешности автомобиля.
Все ли у нас есть?
Для выполнения работ нам понадобятся: комплект противотуманных фар, кнопка выключения, проводка, штатные заглушки, стеклоткань, эпоксидная смола типа ЭДП, шпаклевка, два небольших куска ткани.
В начале пути…
Для начала снимаем заглушки с автомобиля. Они будут служить исходными элементами для изготовления. Поскольку в нашем случае заглушки были окрашены в цвет кузова, мы приобрели пару неокрашенных заглушек, чтобы в случае неудачи можно было быстро восстановить первоначальный вид автомобиля.
В штатных заглушках необходимо вырезать все лишнее, оставив только крепления и внешний контур. Для этого можно воспользоваться паяльником, выжигательным аппаратом или разогретым ножом. С определенным успехом можно выполнить операцию и электролобзиком. После удаления ненужного пластика края необходимо очистить от заусенцев с помощью ножа или напильника.
Каждый из нас хоть немного портной
Далее берем кусок ткани и закрепляем его в нескольких местах. Натягивать ткань сильно не следует, так как она потеряет эластичность. Важно, чтобы ткань могла хорошо тянуться во все стороны. Ткань необходима только для создания очертаний в первом приближении, а всю нагрузку от фары будут нести слои стеклоткани, которые будут наложены позднее.
Далее берем макет, имитирующий фару. В этой роли может выступать и сама фара (в нашем случае мы использовали защитный пластиковый колпак). Макеты необходимо обернуть бумажным скотчем в несколько слоев и промазать густой жирной смазкой, например литолом. В противном случае отделение макетов от застывшей детали будет затруднительно. Зафиксировав макет с помощью подручных средств (в каждом случае его крепления могут отличаться), промазываем ткань смолой без наполнителя и откладываем детали до полного высыхания. Далее промазываем вторую половину ткани смолой, используя еще один макет фары.
Что у нас получилось? Ищем ошибки
Когда смола полностью застынет, необходимо произвести примерку на автомобиль. В нашем случае примерка показала, что правильно была выбрана только одна плоскость из трех, поэтому заготовки пришлось основательно дорабатывать. Для этого необходимо подключить фару и оценить, как она должна быть установлена.
Далее следует наложить 2—3 слоя стеклоткани на тыльную сторону детали. После высыхания необходимо обрезать все излишки ткани и повторно примерить фары на автомобиле. В нашем случае, при изучении увеличенной фотографии машины на мониторе компьютера, выяснилось, что одна из фар была сориентирована непараллельно поверхности земли. Такой метод очень нагляден: в любом графическом редакторе на фото проводим горизонтальную ось автомобиля и фар — и сразу видим ошибки монтажа.
Делаем крепления
После окончательной ориентировки фар приступаем к изготовлению крепежных проушин. Оклеив корпуса фар бумажным скотчем, вставляем их в очки. Проушины выполнены аналогично внешним обводам — из двух слоев стеклоткани. После затвердевания смолы устанавливаем фару вместе с изготавливаемой окантовкой на автомобиль, производим более точную регулировку и сверлим отверстия в проушинах.
Пластиковый защитный чехол от фар был доработан таким образом, чтобы он мог крепиться к проушинам. Конечно, в таком варианте фара не будет полностью герметична, и это может сказаться на долговечности ее работы. Поэтому подводимые контакты необходимо изолировать особо тщательно.
Обработка лицевой поверхности — последний этап работ
После выбора положения фары и изготовления проушин крепления осталось довести до ума лицевую поверхность деталей. Для этого будем использовать шпаклевку. Сначала нужно ровным тонким слоем покрыть всю поверхность, убирая большие ямки, если таковые имеются. Затем, ошкурив всю деталь, наносим шпаклевку на места, требующие доработки. В итоге мы должны получить единую поверхность, без раковин и видимых переходов от зоны к зоне. Для первичного ошкуривания мы использовали шкурки с зернистостью 60, 80, 120, 320, 400, по мере продвижения к конечной поверхности — 800 и 1200. Финишная обработка проводилась шкуркой зернистостью 2000.
А может, сломаются? Тестируем
Чтобы убедиться, что конструкция получилась надежной, мы установили неокрашенные фары на автомобиль и проездили так 10 дней. После этого очки были сняты, вымыты, еще раз ошкурены шкуркой с зернистостью 2000 и окрашены.
Подключение
Подключение фар было выполнено с использованием штатной кнопки противотуманных фар. Внешний вид кнопки принципиально не важен, чего нельзя сказать о схеме подключения. Согласно ПДД, противотуманные фары должны включаться только при включенных габаритных огнях.
В нашем случае схема включения была немного усложнена. Это связано с тем, что в автомобиле KIA RIO, как и во многих других, есть система для забывчивых водителей, которая гасит фары при выключении зажигания, а габариты — при открывании двери водителя. Чтобы противотуманные фары по случайности не остались включенными вместе с габаритами, в схему было добавлено дополнительное реле, включенное последовательно. Таким образом, противотуманные фары работают только при включенном зажигании и при включенных габаритных огнях.
Внимание!
Работа со стеклотканью и смолами вредна для организма человека, поэтому все работы необходимо вести в хорошо проветриваемом помещении, с обязательным использованием респиратора и резиновых перчаток. После работы над деталями советуем также пить молоко. Безопасность на дороге важна, но и о своем здоровье забывать нельзя!
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!