www.autodela.ru — все об автозапчастях и дополнительных аксессуарах

Начало
Начало Контакты Карта сайта




Тест динамометрических ключей

Динамометрический ключ — инструмент весьма специфичный. С одной стороны, это всем известная трещотка с храповым механизмом, переключателем направления вращения, с другой — это измерительный инструмент, необходимый для точного дозирования момента затяжки резьбового соединения. Второе, как нетрудно предположить, и будет являться основной задачей, решаемой с помощью динамометрического ключа.


Для чего вообще применяются динамометрические ключи?


НЕПРОСТАЯ ПРОСТОТА



Любое резьбовое соединение представляет собой нарезанные с определенными геометрическими параметрами и определенным классом точности витки в отверстии (гайка, отверстие в блоке цилиндров и т. п.) и контактирующие с ними витки на стержне (болт, шпилька и т. п.), выполненные с теми же геометрическими параметрами. При контакте внутренней и наружной резьб во время затяжки крепежа происходит преобразование вращательного движения стержня относительно отверстия в поступательное. При достижении крайнего положения, например нижняя поверхность головки болта достигла поверхности шайбы, происходит затяжка соединения, а именно, при отсутствии движения стержня его витки с каждым оборотом ключа будут все с большей и большей силой прижиматься к виткам в отверстии, при этом будет расти величина момента, необходимого для поворота ключа. В силу накопленной от нижней части резьбы геометрической погрешности в восприятии нагрузки затяжки будут участвовать только несколько ближайших к опорной поверхности витков, именно они и будут деформироваться при превышении допустимой нагрузки на витки, действующей вдоль оси стержня. Именно этой силой и обуславливается наибольший момент затяжки резьбового соединения.


Некоторые опытные автолюбители могут «от руки» с определенной долей точности произвести затяжку соединения, не превысив необходимый момент, но много ли среди нас таких мастеров? Ну а о последствиях перетяжки крепежа говорить не приходится, разве что не все знают, что если даже вы не сорвали резьбу, но момент затяжки был превышен, то в соединении будут сохраняться избыточные напряжения, которые могут в дальнейшем привести к деформации, а то и разрушению элементов крепежа или деталей. При этом не стоит недооценивать опасность недотянутого соединения, ведь автомобиль — конструкция весьма вибронагруженная, а не законтренные резьбовые соединения не любят вибрации и стремятся к саморазвинчиванию. Наверное, очень обидным был бы капитальный ремонт двигателя, вызванный открутившимся болтом крепления головки блока.


Действительно, хотя динамометрический ключ и не является инструментом первой необходимости, но браться за более или менее сложный ремонт, например ремонт двигателя, без его помощи бессмысленно и опасно.



КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ



В прошлых номерах вы могли ознакомиться с тестом комбинированных ключей, трещоточных ключей, торцевых головок. Все это инструмент силовой, поэтому основным этапом испытаний для него являлось достижение разрушающего момента. С динамометрическими ключами ситуация немного иная. Так как это инструмент измерительный, то основной нашей задачей было определение точности соответствия установленного момента и выдаваемого в действительности. Кроме того, проводилось измерение твердости основных рабочих элементов.



ИЗМЕРЕНИЕ ТВЕРДОСТИ



В качестве критерия для оценки ключей мы применяли ГОСТ 25605-83, регламентирующий твердость рабочих элементов трещоточных ключей. Согласно этому ГОСТу наиболее нагруженные детали должны изготавливаться из стали 40 ХФА и иметь твердость в пределах 46,5–51,5 HRC. На твердость мы проверяли наиболее нагруженные в процессе эксплуатации детали: корпус, храповое колесо, присоединительный квадрат, собачка.



ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ КЛЮЧЕЙ



Для оценки погрешности измерения момента для каждого ключа его шкала была разбита на 6 частей в процентах от максимального значения, то есть минимальное значение момента соответствует 0%, следующее — 20%, далее 60%, 80%, и максимальное значение момента — 100%. Это сделано для того, чтобы облегчить сравнительную оценку ключей, диапазон измерений для которых различен. Как вы уже догадались, для каждого процента устанавливается свое значение момента, различное для разных ключей. Это значение устанавливается на шкале испытываемого ключа, и для него проводятся 5 измерений действительных моментов, далее по полученным значениям выводится средняя погрешность. Та же операция проводится для каждого процента, для всех ключей.



СТАТИЧЕСКОЕ НАГРУЖЕНИЕ



На втором этапе было проведено длительное испытание ключей при статическом нагружении моментом, близким по величине к предельному значению для данного ключа. Время выдерживания ключа под нагрузкой составило 50 часов. Для ключей были установлены следующие значения моментов:


Force — 335 Н.м


Jonnesway — 192 Н.м


Kabo — 188 Н.м


«Мастак» — 196 Н.м


MoB — 97 Н.м


Teng Tools — 196 Н.м


После проведения длительных статических испытаний была проведена оценка установившихся погрешностей.



OVERHAUL OH4312

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Ключ комбинированный

В первую очередь специалисты лаборатории провели оценку твердости данного комбинированного ключа, по которой можно предварительно судить о качестве исполнения. Для испытанного образца твердость составила 45,5 HRC, что с большим запасом превосходит требования нормативных документов.

При нагружении ключа минимальным испытательным моментом (в соответствии с ГОСТом) рабочие грани не получили каких-либо видимых повреждений. При дальнейшем нагружении при моменте 100 Н.м грани открытого зева получили пластические деформации, открытый зев при этом моменте остался без повреждений. Очень хороший результат, если учитывать, что требования ГОСТа ограничиваются отметкой 51,5 Н.м.

Разрушение открытого зева произошло при максимальном моменте 140 Н.м из-за среза металла с рабочих граней.

При испытании кольцевого зева по достижении момента 226 Н.м произошли значительные пластические деформации в зоне перехода рукоятки в кольцо зева, т. е. произошел сильный изгиб рукоятки. Этот параметр также намного превышает требуемые стандартом 72,6 Н.м.

 

РЕЗЮМЕ

Испытания показали, что «первый блин» получился очень хорошим — комбинированные ключи OVERHAUL очень высокого качества.



OVERHAUL OH3138

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Трещоточный ключ

Как было сказано выше, минимальный испытательный момент для трещоточного ключа с размером присоединительного квадрата 3/8" равен 165 Н.м. На первом этапе испытаний проводилось пятикратное нагружение образца указанным моментом, результатом чего явились незначительные потертости на рабочих гранях квадрата. Второй этап испытаний показал, что при достижении первым образцом момента 330 Н.м произошел срез присоединительного квадрата, у второго образца также срезался квадрат, но при немного меньшем моменте — 308 Н.м. В результате испытаний было установлено 2-кратное превышение требований ГОСТа. Отличный результат!

 

РЕЗЮМЕ

И вновь результаты не отличились оригинальностью. Скажете скучно? Зато прочно! Требования ГОСТа были превышены почти в 2 раза.

Этот ключ может пригодится, если вы собрались менять запчасти Крайслер. Впрочем, он отлично справится с ремонтом любого автомобиля.



OVERHAUL OH3402/3412

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Торцевые головки с рабочим размером 13 и 19

Как и в случае с комбинированными ключами, испытание головок проводилось в 2 этапа. Сначала проводилось нагружение головок до номинального момента, указанного в ГОСТе, а затем они подвергались нагружению до разрушения головки или оправки. Замеры твердости показали, что образцы хоть и без запаса, но все же уложились в требования ГОСТ 25605-83, показав результаты на нижней границе допуска.

При нагружении головок на 13 номинальным моментом 141 Н.м на их гранях были обнаружены незначительные следы контакта с оправкой, дальнейшее нагружение привело к тому, что при достижении первым образцом момента 269 Н.м произошло его разрушение по ребру, при этом достигнуто почти 2-кратное превышение требований ГОСТа, так что и здесь никаких неприятных событий не произошло.

При испытании второго образца (на 19) по достижении момента 363 Н.м произошло разрушение твердосплавной оправки, головка при этом осталась целой и невредимой.

РЕЗЮМЕ

Обе головки OVERHAUL прошли тест успешно. Головка типоразмером 13 разрушилась при нагружении моментом, практически в 2 раза (!) превышающим требования нормативных документов. А головка типоразмером 19 и вовсе осталась невредимой, так как она оказалась прочнее даже специально изготовленного испытательного оборудования.



FORCE

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 350 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный динамометрический ключ среди всех представленных на тест имеет максимальное значение устанавливаемого момента — 350 Н.м. Диапазон регулировок — от 70 Н.м до 350 Н.м, пронумерован на основной шкале через 35 Н.м, имеется также кольцевая шкала на рукоятке, пронумерованная до 35 Н.м, ее цена деления составляет 1 Н.м. Таким образом, ключ позволяет установить момент с точностью до 1 Н.м.

Установка момента производится вращением рукоятки, при этом установка больших значений момента требует приложения значительных усилий при вращении рукоятки. Ключ имеет фиксатор, выполненный в виде расположенной на торце рукоятки закручиваемой головки, переключатель направления вращения флажкового типа. Рукоятка металлическая, имеет насечку от проскальзывания ладони. На ощупь рукоятка воспринимается достаточно грубой, но, взяв во внимание силовые свойства данного ключа, это не воспринимается недостатком.

Максимальную погрешность ключ имеет на минимальном значении момента, для 70 Н.м она составляет 5,3%. На больших моментах погрешность очень низка: от 2,5% до 0,2%. В результате испытания статическим нагружением ключ показал наилучший среди других образцов результат: для минимального значения момента погрешность не изменилась, для момента 182 Н.м она составила 3,8%, а для момента 350 Н.м — всего 2,3%.

Испытания на твердость показали невысокую твердость корпуса, она составила 32,7 HRC, собачка и присоединительный квадрат напротив показали хороший результат: 41,7 и 50,3 HRC соответственно.

В целом ключ воспринимается как большое силовое устройство, не требующее к себе нежного отношения, а результаты испытаний только подтверждают это впечатление.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высокая точность как до, так и после статического нагружения.

НЕДОСТАТКИ: не совсем удобный фиксатор.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: этот динамометрический ключ довольно трудно представить в гараже автолюбителя, а вот на верстаке профессионала ремонтника в фирменном автосервисе он будет смотреться максимально органично.



JONNESWAY T 06150

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 200 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Представленный для испытаний ключ имеет диапазон регулирования от 40 Н.м до 200 Н.м. Шкала выполнена в виде окна с подвижной меткой, имеет цену деления 5 Н.м, то есть момент устанавливается с точностью до 5 Н.м. Установка момента производится вращением концевой части рукоятки вместе с фиксатором, регулировка момента во всем диапазоне шкалы не требует больших усилий. Фиксатор имеет очень удобную конструкцию, он представляет собой кольцо с зубчатой внутренней поверхностью, которое сдвигается вдоль оси рукоятки вверх или вниз, тем самым фиксируя ручку от проворачивания. Сама рукоятка выполнена из пластика с резиновыми вставками, имеет шестигранное сечение, в ней же выполнено окно со шкалами моментов. Ключ имеет переключатель направления вращения флажкового типа.

Погрешность варьируется в пределах от 2,2% до 1,5%, при этом ее максимальное значение достигается на минимальном моменте.

Твердость основных рабочих элементов данного образца достаточно стабильна, при этом корпус имеет среди других образцов самое высокое ее значение — 45,7 HRC, твердость собачки и присоединительного квадрата равна соответственно 36,7 и 50 HRC.

Ключ оставляет впечатление добротного инструмента, имеющего небольшую погрешность, достаточно удобную конструкцию. Пожалуй, это идеальный выбор для увлеченных автолюбителей.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: очень удобный фиксатор, удобная рукоятка.

НЕДОСТАТКИ: мелкая шкала с крупной ценой деления.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: этот ключ вполне соответствует высокому классу данной марки.



KABO

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Динамометрический ключ, представленный на испытания, имеет диапазон регулирования от 20 Н.м до 210 Н.м. Шкала нанесена на подвижном валу в окне с неподвижной риской, установка момента по такой шкале достаточной удобна, но на больших значениях требует больших усилий вращения рукоятки. Цена деления основной шкалы — 10 Н.м, на рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала с ценой деления 1 Н.м. Фиксатор достаточно удобен и оригинален, он выполнен в виде имеющей небольшой ход пробки на торце рукоятки. Рукоятка выполнена из пластика, имеет эргономичную форму с проточками от проскальзывания руки. Корпус ключа имеет приятное на ощупь покрытие матовым хромом. Ключ снабжен переключателем направления вращения флажкового типа. Присоединительный квадрат выполнен переставным с одной стороны ключа на другую.

Погрешность у данного образца имеет достаточно большие значения и варьируется в пределах от 3,6% до 7,9%.

Ключ имеет ввысокие и стабильные показатели твердости. Твердость корпуса — 43,7 HRC, присоединительного квадрата — 46,3 HRC.

Ключ выполнен очень качественно, а по хорошим значениям твердости можно судить о его долговечности.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: удобная шкала, эргономичная рукоятка, удобный фиксатор.

НЕДОСТАТКИ: большие значения погрешностей.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: очень стильный и эргономичный ключ, а за красоту можно простить многое.

Кстати, в России появился новый Сигма Сервис, официальный дилер Skoda. И на этом сервисе используется в том числе и рассмотренный выше инструмент.



МАСТАК

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Представленный для испытаний ключ имеет диапазон регулирования от 28 Н.м до 210 Н.м. Шкала выполнена насеченной на корпусе ключа, меткой для нее служит верхний обрез рукоятки. На рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала. Основная шкала имеет цену деления 14 Н.м, дополнительная — 1 Н.м. Это позволяет устанавливать значения моментов с точностью до 1 Н.м. Достижение максимального значения момента требует значительного усилия при вращении рукоятки. Фиксатор выполнен в виде завинчиваемой головки на торце рукоятки. Рукоятка металлическая, имеет насечку от проскальзывания ладони. Ключ имеет переключатель направления вращения флажкового типа.

Испытания выявили достаточно большую погрешность при установленном моменте 100,8 Н.м, она составила 8,3%. Остальные значения варьируются от 4,4% до 1%, что является достаточно неплохим результатом.

По твердости ключ продемонстрировал средние, но весьма стабильные результаты: твердость корпуса — 31,3 HRC, собачки — 41,3 HRC, присоединительного квадрата — 48,3 HRC.

Данный инструмент является новинкой на российском рынке, но, несмотря на это, имеет отличное качество изготовления и хорошие потребительские качества.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: стабильная твердость позволяет сделать вывод о высоком качестве изготовления, хорошая точность при средних и высоких моментах, очень низкая цена.

НЕДОСТАТКИ: не очень удобный фиксатор, металлическая рукоятка.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: качественный инструмент с достаточной точностью.



MOB

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 100 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: движковый.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный ключ самый малоразмерный из представленных на тест образцов. Диапазон его регулирования — от 20 Н.м до 100 Н.м. Шкала этого ключа выполнена в окне. Разметка нанесена на вращающийся вал, а на окне имеется неподвижная красная метка. Цена деления составляет 1 Н.м. Пользоваться этой шкалой очень удобно. Регулирование во всем диапазоне устанавливаемых моментов практически не требует усилий, производится вращением рукоятки. Фиксатор имеет очень удобную конструкцию в виде поворотного торца рукоятки. Его положения имеют четкую фиксацию. Ключ имеет приятную и удобную на ощупь прорезиненную рукоятку. Переключатель направления вращения выполнен в виде перемещаемой пластинки на обратной от присоединительного квадрата стороне головки ключа. Это делает его хорошо защищенным от случайного переключения.

Испытания показали невысокую погрешность данного ключа. Она находится в пределах от 4,2% до 1,6%. Максимальное значение погрешности выявлено на минимальном значении устанавливаемого момента.

По твердости ключ также продемонстрировал очень хорошие результаты. Твердость корпуса — 41,7 HRC, собачки — 45 HRC, присоединительного квадрата — 52,3 HRC. Кстати, этот ключ используют дилеры МАЗ в своих мастерских.

Качество данного ключа очень высокое, это проявляется во всем: в конструкции шкалы, рукоятки, фиксатора. Кроме того, ключ демонстрирует хорошие значения по погрешностям и отличные значения твердости рабочих элементов.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высокое качество, удобная рукоятка, шкала, фиксатор.

НЕДОСТАТКИ: минусов как таковых не обнаружено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: очень качественный и хорошо продуманный динамометрический ключ для невысоких моментов затягивания.



TENG TOOLS

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: движковый.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Для испытаний представлен ключ с диапазоном регулирования от 40 Н.м до 210 Н.м. Основная шкала нанесена на корпусе ключа, меткой для нее служит верхняя кромка рукоятки. Цена деления основной шкалы — 10 Н.м. На рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала с ценой деления 1 Н.м. Установка необходимого момента осуществляется вращением рукоятки, при этом достижение по шкале моментов большой величины требует значительных усилий. Рукоятка имеет резиновую накладку, которая, по всей видимости, может быть удалена. В результате останется обыкновенная металлическая рукоятка с насечкой против проскальзывания руки. Фиксатор выполнен в виде вращающейся головки на торце рукоятки. Корпус ключа окрашен в яркий красный цвет, что придает ключу более профессиональный вид. На верхней поверхности головки ключа имеется шкала для точной протяжки крепежа. Шкала пронумерована от вертикали на 90 градусов в каждую сторону, цена деления шкалы — 15 градусов. На многих самых ответственных крепежах после затягивания определенным моментом требуется довернуть его на определенный угол, и от чувства этого самого угла во многом зависит надежность и ресурс детали и механизма. Здесь же расположен переключатель направления вращения флажкового типа.

Погрешность у данного образца варьируется в пределах от 5,5% до 0,5%, что является достаточно хорошим результатом.

По твердости ключ также продемонстрировал неплохой результат: твердость корпуса — 42,3 HRC, собачки — 37,3 HRC, присоединительного квадрата — 49,7 HRC.

Ключ произвел очень хорошее впечатление по качеству и общим характеристикам. Бесспорно, данный ключ станет надежным помощником любому автолюбителю или работнику сервиса.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: невысокая погрешность, наличие шкалы протяжки крепежа, прорезиненная ручка.

НЕДОСТАТКИ: не очень удобный фиксатор.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: показав хорошие характеристики по точности и эргономичности, данный ключ покорил шкалой на головке, позволяющей контролировать угол затяжки крепежа — простейшее решение, которое может реально выручить, причем не один раз.

Скорее всего, любой автосервис захочет в свой арсенал такой ключ. Однако их стоимость довольно высока.

 




Дополнительная информация



Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашим интернет АУКЦИОНОМ!
Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!



Отзывы пользователей

Пока нет отзывов о данной статье.



Оставить отзыв

Имя

E-mail (не обяз.)

Отзыв

Введите код (цифры)






audi цены
ауди центр запад
audi цены
служба доставки по Москве HY-Express



фольксваген
бмв цены

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Articles
Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на www.autodela.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал. АвтоДела".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -

Дизайн сайта: Максим Зимин