Весной 2003 года на редакционный автомобиль MITSIBISHI LANSER был установлен охранный комплекс на базе сигнализации MS-BAIKAL. Была поставлена задача построить на недорогой системе современный охранно-сервисный комплекс и провести его долгосрочные испытания.
ОХРАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Во-первых, микроволновым датчиком охраняется метровая зона вокруг автомобиля, и если кто-то подходит и начинает рассматривать салон, включается предупредительный сигнал. Но недаром система обработки сигналов MS-BAIKAL называется интеллектуальной, и если автомобиль был оставлен в людном месте, где никак не избежать ложных срабатываний, система это отследит и отключит сигнализацию срабатывания внешней зоны МКД. Аналогичным образом обстоят дела и с датчиком колебаний, если из-за ветреной погоды или из-за проходящего транспорта он будет часто срабатывать, система отследит это и его отключит.
Для управления системой используется четырехкнопочный брелок, постановка и снятие с охраны на котором разведены на разные кнопки, что затрудняет использование кодграббера для вскрытия системы. Система имеет встроенную систему блокировки с использованием нормально разомкнутого реле, так что если вскрывать машину силовым методом, ее еще нужно будет найти. Несмотря на то что реле не цифровое, а обычное, его поиск будет сильно затруднен за счет реализации системой функции автозапуска. Как это помогает охранным свойствам системы? Объясняем. Если в стандартной сигнализации блокируется какая-либо цепь, то угонщик находит ее по проводам, отличающимся от штатной проводки, и их всего два. Но в нашей системе автоматический запуск, и MS-BAIKAL перехватывает практически все управление замка зажигания. Поэтому вместо двух проводов блокирующего реле к ней идет целый пучок, и найти в них блокировку очень тяжело. Таким образом, это вторая степень защиты.
Но даже если сигнализация снята с режима охраны, двигатель все равно не заведется! Необходимо преодолеть третий барьер — это блокиратор капота DEFEN.TIME. Он имеет электронное управление и свою цепь блокировки. Поскольку блокированная цепь находится под механической защитой, ее эффективность достаточно высока. Как правило, управление DEFEN.TIME реализуют через дополнительный канал сигнализации. В нашем случае это сделать не удалось, поскольку MS-BAIKAL имеет только один доп. канал, а к нему подключен пейджер. Поэтому была реализована схема с секретной кнопкой, скрытно размещенной в салоне. Только после того как машина снята с охраны, включено зажигание и была нажата секретная кнопка, двигатель можно завести. Это кажется слишком сложным, но после двух дней эксплуатации все проделывается в одно движение.
По статистике, которую ведут компании, работающие на рынке автосигнализации, большинство угонов происходит после посещения «серого» автосервиса, в котором машина, как это не парадоксально звучит, готовится к угону. Как правило, мастера подобного бизнеса записывают дополнительный брелок в сигнализацию, изготавливают ключи и снимают доп. блокировки. Кажется, что противодействовать им нельзя, ведь пользователь заранее не знает, что попал в лапы преступников, и доверчиво оставляет ключи с брелками на один или несколько дней и отвечает на вопрос: «А нет ли в вашей машине дополнительных блокировок?». На самом деле бороться с этим можно и нужно! И в установленной системе подобные методы предусмотрены. Во-первых, это защита режима программирования сигнализации двухзначным ПИН-кодом. Во-вторых, если в систему был внесен дополнительный брелок, она в течение трех дней будет извещать пользователя об этом специальным сигналом при каждой постановке на охрану. И в-третьих, блокиратор капота имеет специальный, замаскированный под штатную проводку сервисный обходчик, включение которого блокирует DEFEN.TIME. Капот остается постоянно открытым, а блокированная цепь включенной. Таким образом, эта схема защиты остается для сервисмена скрытой. И даже если машину специально подготовили к угону, наличие блокированной цепи будет для угонщиков неожиданностью.
СЕРВИСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Перейдем теперь к тем сервисным возможностям, которые добавила установка сигнализации. И начнем с банального открывания и закрывания дверей с кнопочки. Более того, поскольку в системе стоит модуль управления стеклоподъемниками MS-M, то при постановке на охрану система еще и окошки за вас закроет!
Пейджер MS-P430m сообщит о том, что произошло с машиной, но поскольку он не имеет дисплея, к его пиликанью еще нужно привыкнуть. Для этого необходимо прогнать несколько раз тестовый режим и запомнить условные сигналы.
Но самое приятное в этой системе — это режим дистанционного и автоматического запуска. Представьте: зима, снег, а вы с окна заводите авто и выходите в уже прогретый автомобиль! Или в сильные морозы ставите автоматический запуск, и машина каждые два чала прогревается! Лепота, да и только.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Теперь расскажем о полуторагодовом опыте эксплуатации этой системы.
Для начала хочется сказать несколько теплых слов о мастерах установочного центра компании MAGIC SYSTEMS. Именно от качества установки на 90% зависит надежность работы системы. У нас все было сделано на совесть, каждая точка вмешательства в конструкцию авто была тщательно защищена от внешних негативных воздействий, причем не важно, были ли это электронные цепи или кузов автомобиля. При этом предложенная схема и области установки отличались оригинальностью.
Естественно, что сначала пришлось несколько привыкнуть к системе, а особенно к дополнительной кнопке снятия блокировки. Естественно, мы в первую очередь всем похвастались системой дистанционного запуска. Идешь вместе с коллегами с работы, издалека нажимаешь на кнопочку запуска и подходишь уже к работающей машине. В глазах спутников читается удивление, и все сразу же говорят: «Вот до чего японцы дошли!». После этого приходится всех переубеждать и говорить, что это заслуга сигнализации, которую можно установить в любое авто. Кстати, оказалось очень удобным заводить машину с брелка, при этом отпадает необходимость нажимать секретную кнопку.
Практически сразу обнаружился небольшой глюк в работе системы. При постановке на охрану периодически раздавался двойной сигнал срабатывания датчика удара. Найти какую-либо закономерность по его срабатываниям не удалось, да и не мешал он.
Наибольшее удовольствие мы получили зимой. Вечером приезжаешь, ставишь машину на сигнализацию, она автоматически включает систему автозапуска, и никакой мороз уже не страшен. Период запуска корректируется очень просто, нажатием на одну кнопку, и контролируется световой сигнализацией авто.
Вот тут-то и проявились отрицательные стороны пейджера со звуковой сигнализацией. Он регулярно сообщал о том, что двигатель был заведен, потом о том, что он был заглушен. Короче его пришлось выключить после первой ночи и в итоге от услуг данного прибора отказаться.
В процессе зимней эксплуатации обнаружилась еще одна особенность системы: почему-то не работала функция постановки на охрану с работающим двигателем. В итоге эту сложность обошли тем, что ставили систему на охрану, а потом дистанционно запускали.
Всю зиму система отработала без замечаний, а вот летом возникли проблемы в виде ложных срабатываний. Причем система не просто единично крякала, а голосила на всю Ивановскую. Подобные глюки были метеозависимы и проявлялись в большей степени в дождь. Экспериментальным путем нам удалось установить, что происходит срабатывание внутренней зоны датчика объема. Мы пытались его перенастроить, и при этом удалось добиться, чтобы не было ложных срабатываний, но при этом датчик стал срабатывать на колебания и ветер. При этом функция дистанционного запуска и автозапуска блокировалась. Поскольку стабильности мы не добились, а зимой лишаться автозапуска не хотелось, то его мы просто отключили.
Во всем остальном установленным комплексом мы остались довольны. Он обеспечивает достаточный уровень защиты и сервисных возможностей.
ЭПИЛОГ
После того как мы показали результаты теста производителям сигнализаций, они попросили добавить в текст несколько уточнений. Мы любезно согласились и рассказываем вам, что за прошедшее время MS-BAIKAL был уже снят с производства, а на его смену пришла модель MS-BAIKAL-2. Отличается она от своей предшественницы наличием уже двух дополнительных каналов и возможностью реализации режима автозапуска на автомобилях с механической коробкой передач.
Для инсталляции были подобраны следующие компоненты.
MS-BAIKAL. Основные плюсы данного продукта: доступная цена — $50-60, реализация функции автоматического и дистанционного запуска, облегченная инсталляция в автомобили с автоматической коробкой передач. Минусы — только один дополнительный канал, невозможность установки на автомобили с ручной коробкой передач.
MS-P430m — ну с пейджером все понятно, зачем он нужен, объяснять не надо. Выбор пал на эту модель, поскольку другой в ассортименте компании на тот момент просто не было. Сам пейджер очень простой и имеет звуковую индикацию.
VG-62 — микроволновый датчик объема, вещь просто необходимая при использовании системы с автозапуском. Он двухзонный, и его задача контролировать внутренний объем автомобиля и небольшую зону вокруг него. Почему наличие этого датчика так важно? При работе сигнализации в режиме заведенного двигателя отключается штатный датчик колебаний, а принудительная блокировка может произойти, только если будет открыта какая-либо из контактных зон (двери, капот, багажник). А вот если злоумышленник позарится на авто и проникнет в салон через окно, стандартные зоны не будут прерваны и автомобиль не заблокируется. Для предотвращения этого и нужен датчик объема.
DEFEN.TIME — этот замок был выбран потому, что не требователен к месту установки, имеет электронное управление и плюс к этому свою независимую от сигнализации цепь блокировки.
MS-M — модули управления стеклоподъемниками, в простонародье доводчики. Вещь совершенно незаметная для глаз пользователя, но позволяющая увеличить охранные свойства системы, исключив фактор случайного забытой форточки.
К сожалению, данный охранный комплекс уже устарел - на него есть управа у угонщиков. Но это не означает, что его надо выкидывать в мусорный бачок контейнер - он еще послужит!