Пару-тройку лет назад в тематических журналах выходили статьи о мультиплексной проводке автомобилей как технологии будущего, которая на тот момент находила применение только на флагманах ведущих мировых производителей, таких как DAIMLER CHRYSLER, AUDI, BMW. Казалось, что пройдет минимум лет десять, прежде чем эта технология станет по-настоящему массовой. И вот, похоже, это время пришло: список моделей автомобилей, использующих мультиплексную CAN-шину, уже сегодня может занять не одну страницу, а их ценовой диапазон уверенно ползет вниз. Так последней ласточкой в этом веянии стал FORD FOCUS 2, который с середины мая выпускается на заводе «Форд-Всеволожск» под Санкт-Петербургом.
Все это хорошо, но, как водится, в бочке меда всегда найдется ложка дегтя, а в нашем случае получается хороший половник. Речь идет об охране автомобиля, а точнее об установке сигнализации.
Вернемся ко вторым FOCUSам. Почему именно к этому авто? Да потому, что его стоимость в базовой комплектации начинается с отметки в 11 720 у.е., помните мы говорили про массовость новых систем? Так вот примерный объем производства «русских» FOCUS 2, запланированный на этот год, составляет порядка 25 000 штук, а запись на покупку автомобиля забита уже до конца года. Кроме того, руководство завода модернизирует производства для обеспечения двукратного увеличения годового выпуска. Так что в том, что этот автомобиль станет у нас сверхпопулярным, сомневаться не приходится, как и в том, что, к сожалению, этот автомобиль станет лакомым кусочком для угонщиков.
Способы защиты от угона известны довольно давно, но в данном случае приходится придумывать что-то новое, ведь с обычными мерками к этому автомобилю уже не подойдешь. Почему? Все дело в «цифре», а точнее в информационной CAN-шине, которая (в зависимости от комплектации) может опутывать большинство электросистем автомобиля. Для установщика инсталляция охранного комплекса оборачивается большой головной болью: все концевики (дверей, капота, багажника), центральный замок и стеклоподъемники общаются с центральным управляющим блоком только по информационной шине, к которой, увы, уже невозможно подключить сигнализацию, имеющую только аналоговые входы и выходы. Кроме того, сигнализацию нельзя подключить и непосредственно к концевикам — они вместе с актуатором центрального замка непосредственно самим дверным замком и контроллером выполнены в едином неразборном корпусе.
Все-таки смогли разобрать этот блок? Не спешите радоваться, вас ждет еще одна засада — примерно через 20 минут, после того как вы оставили авто на охране, информационная система, заботясь о сохранности аккумулятора, переходит в режим «сна», в котором на концевиках появляется потенциал, расцениваемый охранным комплексом как попытка вторжения, после чего включается режим тревоги. В общем, картина получается очень невеселая: для того чтобы заставить корректно работать сигнализацию, необходимо рассверлить отверстия в стойках и дверях, установить дополнительные концевики, актуаторы дверных замков, багажника, протащить кучу проводов и так далее. Все эти операции будут сопровождаться разборкой дверных панелей, задней части салона, не говоря уж о передней. По сравнению с обычным «аналоговым» автомобилем время установки на FORD FOCUS 2 увеличивается минимум в 2 раза при неизбежном снижении корректности самой процедуры относительно автомобиля. Для автолюбителя это оборачивается существенным повышением стоимости установки охранного комплекса и возможным лишением гарантии завода-изготовителя.
Есть второй вариант: оставить заводскую охранную систему, способ борьбы с которой выработан уже сейчас, когда первые экземпляры еще только начинают появляться на дорогах, полностью застраховать свой автомобиль и сыграть в своеобразную лотерею «угонят — не угонят», которая может разыгрываться очень долго, а о выигрыше вы узнаете тогда, когда он потеряет свой смысл.
Но мы воспользуемся третьим вариантом, а точнее интерфейсным модулем от компании «Меорида». Это та самая волшебная коробочка, которая поможет нам избавиться от вышеописанных проблем и неприятностей и подключить сигнализацию к электросистеме автомобиля, не вмешиваясь в последнюю.
Данный модуль CANNY4.1F является связующим звеном между автомобилем и противоугонной системой — он подключается к разъему CAN-шины, принимает кодированные сигналы концевиков, замка зажигания, т.е. все необходимые для полноценной работы охранного комплекса и преобразует их в аналоговую форму, которая уже понятна сигнализации.
С таким устройством установка сигнализации становится даже проще, чем на обычном автомобиле: не надо искать место, где проходят провода зажигания, концевиков, центрального замка, необходимо просто подключить интерфейсный модуль к разъему или жгуту CAN-шины и можно спокойно ставить сигнализацию. Энергопотребление интерфейсного модуля мало до неприличия: в рабочем режиме — 15-17 мА, в режиме «сна» — 3-4 мА. Кроме того, модуль предоставляет сигнализации информацию о статусе штатной охранной системы автомобиля. Смысл этой функции состоит в том, чтобы управлять установленным охранным комплексом с помощью штатного брелка автомобиля. Сейчас появилась плеяда охранных систем (например, REEF-600, REEF-601), использующих в качестве идентификаторов для постановки и снятия с охраны некие циклические сигналы (моргание поворотниками, управляющие импульсы на моторы центрального замка, клаксон), возникающие при работе штатной сигнализации. Правда, в отличие от штатных систем, данное семейство предлагает более высокий уровень защиты и сервисных возможностей современных автосигнализаций. А если эти сигналы присутствуют только в цифре, вот тут нам и пригодятся статусные сигналы с интерфейсного модуля.
Таким образом, использование данного модуля позволяет без каких-либо проблем, быстро, качественно и без потери заводской гарантии установить практически любую сигнализацию без вредного вмешательства в работу такой, без сомнения, сложной системы. Вот такой вот русский фокус для американского «Фокуса».
От себя добавим, что компания «Меорида» уже сейчас ведет разработку таких модулей для наиболее популярных и перспективных моделей автомобилей, так что и они не останутся без защиты.
ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИПЛЕКС?
Давно ушло то время, когда систему электрооборудования автомобиля можно было охарактеризовать выражением «одна палка — два струна»; в современном авто данная система является самым сложным и динамично развивающимся направлением. Количество проводов, контактов и разветвлений уже исчисляется цифрами с тремя нулями, а вес проводки может равняться весу взрослого человека.
Естественно, что такое количество элементов резко снижает надежность всего автомобиля. Для того чтобы сохранить надежность на высоком уровне, сократить количество проводов с одновременным увеличением количества электронных систем, была разработана новая идеология организации электрооборудования автомобилей, основанная на принципе мультиплексирования — процесса преобразования и передачи управляющих цифровых сигналов по одному проводнику.
Чтобы разобраться в этом довольно сложном определении, проведем некое сравнение автомобиля с обычной проводкой и мультиплексной. Для примера возьмем, казалось бы, такой несложный элемент, как водительскую дверь. В современном автомобиле с обычной системой электрооборудования в дверь идет целый пучок проводов: питание концевых выключателей, центрального замка, управление стеклоподъемниками, в некоторых случаях и подсветка, и кнопка открывания лючка бензобака. Итого в дверь может проходить жгут, состоящий из 20-40 отдельных проводов, причем их сечение должно быть достаточно большим.
В автомобиле с мультиплексной проводкой совсем другая история: от электронного блока к двери идет всего два провода — силовой плюс и информационный провод (в его качестве может выступать витая пара). Причем сечение этого силового плюса должно быть таким, чтобы обеспечить работу потребителей, но оно на порядок меньше, чем суммарное сечение аналоговых проводов, ведь вы не будете одновременно поднимать все стекла и регулировать зеркала — рук не хватит, да и управляющий блок не позволит.
В двери, в свою очередь, тоже стоит довольно простое электронное устройство (принимающий контроллер), которое принимает цифровой сигнал с информационного провода, и подключают соответствующий потребитель к источнику питания (силовому плюсу). Кроме этого контроллер несет в себе функцию диагностики, своевременно предоставляя информацию о неисправности подопечных устройств, будь то лампочка, датчик или электропривод.
Таким образом, можно на порядок сократить количество проводов, и уже на сегодняшний день снижение массы электропроводки одного автомобиля достигает 35-45 кг.