ПЕРВЫЙ ЭТАП
В качестве базы у данного производителя выбираем модель PANDORA RX-200. Это новая отечественная разработка, позволяющая построить мощный комплекс для защиты и комфортного управления электропакетом автомобиля. Стоимость самой сигнализации и основных дополнительных устройств укладывается в $100.
В сигнализации PANDORA RX-200 используется хорошо зарекомендовавший себя в дорогих автосигнализациях процессор Atmel ATmega 8/16, индустриального климатического исполнения (т.е. гарантировано соответствие параметров работы при температуре -40...+85 градусов).
У этой модели процессора большинство входов может быть назначено как вход АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), а может быть оставлено обычным входом логического уровня.
Использование таких входов процессора, как входы АЦП, позволило в PANDORA RX-200 построить помехоустойчивый опрос концевых выключателей (контактных датчиков дверей, капота, багажника). Дело в том, что с течением времени контакты этих концевых выключателей окисляются и начинают работать ненадежно с обычными цифровыми входами автосигнализаций. Использование же аналогового входа, который следит не за абсолютной величиной сигнала, а за наличием любого, пусть небольшого перепада напряжения, позволяет продлить срок исправной работы автосигнализации без замены окислившегося «концевика» в несколько раз. Эта ранее не встречавшаяся в автосигнализациях способность понимать окисленные «концевики» довольно важна, особенно в России со способствующим коррозии климатом и просоленными зимой дорогами.
В автосигнализации PANDORA RX-200 есть три полноценных таймерных канала, один из которых имеет возможность подключать потребителей с током до 3 А (например, пейджер), еще один — универсальный слаботочный 0,3 А, для подключения исполнительного реле, и третий канал усиленный встроенным реле с током коммутации до 12 А (по умолчанию этот канал назначен на открытие багажника). Выражение «полноценный (обучаемый) таймерный канал» означает, что в таком канале может регулироваться длительность работы и устанавливается задержка срабатывания канала. Таймерные выходы автосигнализации могут быть назначены на большинство событий (срабатывание автосигнализации, снятие/постановка на охрану и др.), могут быть назначены на нажатие кнопки/комбинации/последовательности нажатия кнопок брелка.
Все охранные и сервисные возможности охранного комплекса зависят от этой программно-аппаратной базы.
В системе реализованы интеллектуальные алгоритмы обработки всех каналов, позволяющие в любой ситуации оставить автомобиль под надежной охраной. Будь то неисправность автомобиля либо невозможность закрыть багажник или дверь (например, из-за негабаритного груза), система примет под многоконтурную охрану все, что исправно, всего лишь «посетовав» дополнительным двукратным сигналом при постановке на охрану. Адаптивный встроенный шок-сенсор имеет регулировку чувствительности обеих зон (основного, тревожного) уровня срабатывания и дополнительного (предупредительного) уровня, по 50 ступеней на каждой. Такой шок-сенсор в большинстве случаев не потребует регулировки и практически исключает ложные срабатывания.
На радиоканале командной связи, примененном в виде решения в автосигнализациях PANDORA, необходимо остановиться отдельно. В этих брелоках намеренно поднята мощность передатчика и не заужен спектр излучаемого радиосигнала, для большей дальности и надежности связи. Такие технические решения достигнуты с учетом стандартов, ограничивающих мощность, и с эффективным низким энергопотреблением. Дальность связи у автосигнализаций PANDORA в городе не менее 50 метров, а за городом — более 80 метров. Одновременно с повышением мощности и ширины сигнала до максимально разрешенных значений тракт приемника в базовом блоке сделан таким образом, что не происходит «оглушения» более мощным сигналом близкой частоты. У этой доработки есть и еще один положительный эффект: этот метод работы приемника довольно эффективно противостоит сканерам с подменой кода, поскольку мощность передатчика глушения должна быть очень большой, чтобы испортить оригинальную посылку брелока, или злоумышленник должен находиться намного ближе к машине, чем владелец, при постановке системы на охрану.
У этих решений есть и незначительный отрицательный эффект: с повышением мощности и расширением спектра несколько снизилась живучесть батарей брелока, но в PANDORA RX-200 в ее миниатюрном четырехкнопочном брелоке установлены литиевые батареи, их время жизни будет не менее двух лет без замены.
В базовой конфигурации PANDORA RX-200 получаем практически все известные на рынке функции, в том числе самодиагностику, дополнительный иммобилайзер, режимы «поиск», «комфорт», «свободные руки», функцию поддержки зажигания, индикацию количества брелоков в системе и т.д., а также массу программируемых функций.
Кроме основных критериев при выборе охранного комплекса на базе PANDORA RX-200 — охранных свойств и сервисных функций, необходимо упомянуть о еще нескольких. Это надежность системы, обеспеченная соблюдением российских стандартов качества, индустриальным климатическим исполнением радиоэлементов, высококачественными встроенными силовыми реле, Molex-разъемами, лужеными многожильными проводами, лакировкой печатных плат. И другой критерий: сложность и стоимость монтажа на автомобиль применительно к PANDORA — минимальные. В этих системах реле могут быть запрограммированы НЗ и НР, по выбору установщика. Сигнализация PANDORA RX-200 сама понимает полярность конечных выключателей, не требует надежной фиксации и предпочтительной ориентации базового блока к кузову автомобиля для достижения равномерной чувствительности шок-сенсора. Еще одно существенное облегчение (а также ускорение и удешевление) установки и дальнейшего обновления функций — фирменный, не имеющий аналогов USB-модуль дистанционного программирования по защищенному радиоканалу.
СТОИМОСТЬ ДОРАБОТОК: с установкой — порядка $200.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: получаем охранную систему, простую в установке, не требующую дополнительного оборудования и затрат, с избыточными для данного класса функциональными возможностями.
ВТОРОЙ ЭТАП
Повышаем защищенность автомобиля до максимального уровня.
Во-первых, усложним задачу потенциальному угонщику, используя фирменное дистанционное реле BM-101 скрытой блокировки с динамическим кодом. Это также мало напоминающее аналоги изделие позволяет блокировать сильноточные цепи до 30 A.
BM-101 — герметичное миниатюрное «умное» реле, с полной защитой от переполюсовки. Форма, размеры, влагозащищенность реле позволяют легко спрятать его в жгут проводов, разместить вне салона автомобиля. Таких реле может быть использовано несколько, комбинируя их и размещая в автомобиле на разных цепях. Реле устроено таким образом, что если угонщик проникнет в автомобиль, найдет и обезвредит базовый блок сигнализации, то завести и угнать автомобиль реле не позволит. Попытки подключать найденный провод управления к «плюсу» питания, к «земле» не приведут ни к чему, поскольку реле для разблокировки нужен его оригинальный, динамический код. Реле таких маленьких габаритов, да еще и поставленное грамотно, найти будет нелегко, возможно, придется разобрать большую часть пластиковой обвески салона и вскрыть жгуты в двигательном отсеке, рискуя повредить проводку. Словом, на поиски блокировки при его свойствах даже у опытного угонщика уйдет очень много времени, а таких реле может быть несколько.
PANDORA RX-200 позволяет добавить разнообразное дополнительное оборудование многих других отечественных и зарубежных производителей, высокая совместимость — свойство данной сигнализации. Это могут быть другие цифровые реле блокировки, микроволновые датчики, датчики движения, иммобилайзеры.
Полезно реализовать заложенную в RX-200 функцию, позволяющую управлять замками дверей раздельно. Реализовать ее в RX-200 просто, и мы настоятельно рекомендуем это сделать, особенно женщинам-владельцам автомобилей. При реализации этой функции вы значительно снижаете риск разбойного нападения при посадке/высадке из автомобиля, так как при снятии с охраны открывается замок только водительской двери, исключая возможность подсадки злоумышленников в задние двери или в переднюю пассажирскую.
Для реализации оповещения автовладельца о событиях с автомобилем на расстоянии до 500 метров необходимо использовать пейджер, например модель GUARD RP-12.
Кроме электронной защиты необходимо добавить механические средства. Для большинства автомашин совместно с охранным комплексом PANDORA RX-200 хорошо подойдет какой-либо из замков рулевого вала DRAGON или замок на рычаг переключения передач. Хорошо усложнить задачу угонщику электрическим или механическим замком капота, поскольку угонщиками часто используется способ обхода штатной проводки заменой на приносимый с собой фрагмент, позволяющий запустить двигатель в обход всех блокировок.
Иногда бывает полезно механически отцепить замковые личинки в дверях автомобиля, оставив управление замками только на электроприводах замков. Большинство автомобилей, подвергавшихся попыткам угона, имеют следы «проворота» личинки замка двери. Угонщики используют либо специальный вороток с длинным рычагом, либо ударную отвертку, усилия которой хватит на любой «сверхпрочный» и «сверхнадежный» замок. Неудавшаяся попытка открыть дверь машины таким образом вынудит угонщика либо разбить стекло, увеличивая риски быть пойманным при перегоне, либо отказаться от вашей автомашины, переключив внимание на более доступную.
СТОИМОСТЬ ДОРАБОТОК: с установкой — порядка $300.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: комплекс с высокими охранными свойствами, минус — нет поддержки GSM-модулей.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Наращивание сервисных возможностей путем реализации заложенных возможностей автосигнализации — путь превращения автомобиля в то, чем пользоваться приятно и удобно.
При помощи автосигнализации PANDORA RX-200 можно реализовать следующие схемы работы.
1. Дистанционно открывать багажник, не снимая автомобиль с охраны, не открывая дверей, что удобно при погрузке покупок на стоянках возле супермаркетов. Например, в автомобиле ВАЗ-2110 реализуется простейшей коммутацией, без дополнительных материалов, в PANDORA RX-200 силовое реле встроено в базовый блок, в руководстве по монтажу есть схема.
2. Организовать прогрев автомобиля, не оставляя ключ в замке зажигания, сам же автомобиль при этом будет закрыт, и под охраной сигнализации (функция поддержка зажигания). Особенно это удобно зимой, утром, когда мало желания дожидаться внутри машины, пока салон автомобиля станет «жилым».
Эта функция может быть полезна при непродолжительных стоянках в мороз, например, около магазина или места непродолжительной встречи, когда можно оставить автомобиль с работающим двигателем, но под охраной автосигнализации. Любая нештатная попытка проникнуть в работающий автомобиль приведет к остановке двигателя и включению тревоги. На наш взгляд, важно, что данную функцию безопасно можно реализовывать на абсолютно любом автомобиле, поскольку процесс запуска двигателя контролируется находящимся в салоне владельцем, и оставляет автомобиль с работающим двигателем непосредственно сам владелец, контролируя надежность фиксации автомобиля ручным тормозом либо другими средствами.
Функция реализуется на большинстве автомобилей подключением 40 A автомобильного реле параллельно замку зажигания, а провод катушки реле коммутируется к проводу таймерного канала. Конечно, программированием придется назначить этот таймерный канал на функцию поддержки зажигания. Процесс подробно описан в руководстве по монтажу и займет несколько минут дополнительного времени при монтаже автосигнализации автоэлектрика средней квалификации, очень рекомендуем.
3. Любой из таймерных каналов можно назначить управлять стеклоподъемниками, поднимая и опуская стекла в предыдущее состояние при постановке/снятии с охраны. При непродолжительных остановках функция настолько удобна, что однажды получив автомобиль с такой функцией, вы больше ни за что не захотите с ней прощаться на следующем вашем автомобиле.
4. Любой из таймерных каналов можно заставить управлять дополнительными световыми и звуковыми приборами автомобиля, электролебедками, люками, хоть спусковым механизмом встроенной бортовой крупнокалиберной пушки — дело фантазии и желания владельца автомобиля, и все управление будет доступно с брелока!
СТОИМОСТЬ ДОРАБОТОК: перепрограммирование самой автосигнализации — удобное и условно бесплатное, все затраты только на дополнительное сервисное оборудование и его монтаж. Для сравнения, установить подогрев двигателя будет стоить практически столько же.
ИТОГИ
Недорогой, современный, высоконадежный охранный комплекс, которым можно пользоваться, далее не задумываясь о деталях его функционирования. В случае необходимости изменений комплекс легко перенастраивается.