Версия для Pocket PC РАЗРАБОТЧИК: ЗАО «Навигация и Телеметрия». «Картографическая основа», «ИГТ — Московский регион» (с) ЗАО «ИГТ». Программа предоставлена на тест компанией «Навигация и Телеметрия». АППАРАТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: Pocket PC 2003, 2003 SE, Windows Mobile 2003, 2005 (включая коммуникаторы с сенсорным экраном). Свободной оперативной памяти — от 1 до 10 МБ (в зависимости от загруженной карты). Поддерживается режим VGA (640x480), QVGA, портретный, ландшафтный виды экрана и квадратный экран 240х240. Встроенный или внешний GPS-приемник с поддержкой протоколов NMEA-0183, SiRF binary и Garmin. Внешний приемник может подключаться через последовательный (Serial) порт, USB, Bluetooth, разъемы CompactFlash и SDIO. Карты хранятся в компактном векторном формате NTM, занимая минимум места. ПРОГРАММА: навигационная система была представлена на Московском Международном автосалоне–2006, проходившем с 30 августа по 4 сентября в выставочном комплексе «Крокус Экспо». «Навител Навигатор 2.0» — лауреат премии PC Magazine/Russian Edition (известное российское компьютерное издание) «Лучшее программное обеспечение–2006». Версия для теста «Навител Навигатор 2.0» (update 2.25) для Pocket PC. В платном доступе на данный момент имеются карты Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новосибирска и Новосибирской области, Екатеринбурга и Свердловской области (список регулярно пополняется). У нас была установлена только карта Москвы и Московской области. Лицензии и сертификаты: лицензия на осуществление картографической деятельности № МОГ-03573Г, лицензия на осуществление геодезической деятельности № МОГ-03572Г, разрешение на открытое опубликование ГИС «Навител» на территории РФ № 1196 от 31 мая 2006 г., разрешение на открытое опубликование электронной карты Московского региона № 175-06 от 29 июня 2006 г., свидетельство о регистрации работ по созданию географических навигационных систем (ГИС) № 0046 от 31.05.2006 г. Варианты размещения файлов: карта памяти Compact Flash, SD, MMC; внутренняя энергозависимая (RAM) или энергонезависимая (FlashDisk) память КПК. Масштаб: 1:10000 (в 1 см 100 м для Москвы и МО), 1:1 000 000 (в 1 см 10 км для обзорной карты всей России).
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ВОЗМОЖНОСТИ: режим работы 2D. В карте имеется информация относительно всех новых адресов и строений на январь 2006 года. На объектах улично-дорожной сети показана реальная ширина проезжей части, оцифрованная по бордюрам дорог. Пользователю доступны различные виды поиска: по адресу и путевым точкам, поиск ближайших объектов в заданном радиусе, поиск населенных пунктов и объектов внутри них (по типу и названию). При адресном поиске информация детально отображается с указанием номера дома (включая его конфигурацию), рядом расположенных улиц и названия района. В настройках карты можно выбрать уровень детализации карты (высокий/низкий). В населенном пункте предусмотрены следующие варианты поиска (данная информация касается Москвы): культура и досуг, религия, услуги, транспорт, населенные пункты, улицы и дороги, искусственные объекты, гидрография. На карту нанесены светофоры и станции метрополитена. У программы дружелюбный интерфейс, плавное и быстрое масштабирование, перемещение карты по экрану с помощью стилуса, прокладка маршрута с указанием типа транспорта: пешеход, велосипед, автомобиль/мотоцикл, такси, автобус, спасательная служба, служба доставки. Прокладка пути автоматически по дорогам или по прямой, с выбором по кратчайшему расстоянию или по наименьшему времени. В дополнительных настройках допустимо указать среднюю скорость движения (в скобках введены наши настройки, км/ч): по автомагистрали (109), основные шоссе (95), прочие шоссе (80), городские магистрали (60), городские улицы (40). «Галочку» можно поставить и напротив нежелательных маршрутов или маневров для их избежания: платные дороги, дороги без покрытия, развороты, магистрали. Автоматическая и ручная корректировка маршрута. Выбор промежуточных точек пути следования. Голосовые и визуальные подсказки. Возможность получения информации о пробках через TCP/IP (в т.ч. GPRS) с помощью приемника СМИлинк УПИ. Отображение на рабочем поле названия улицы, протяженности маршрута, информации о времени до конца маршрута, текущей скорости и расстоянии до конца маршрута. Информация о спутниках GPS, координаты (широта и долгота, высота над уровнем моря), автоматический выбор часового пояса, длина пройденного пути, запись треков и путевых точек, экспорт/импорт треков, экспорт/импорт маршрутов, экспорт треков в маршруты. Обновления карты регулярно выкладываются на сайте производителя. Доступные в Internet карты можно конвертировать в формат NTM, а с помощью программы GPSMapEdit — самостоятельно редактировать карты или создавать новые. ИНТЕРФЕЙС: русскоязычный. Встроена справочная система. Программа оптимизирована для отображения на сенсорном экране Pocket PC: реализованы быстрое масштабирование и прокрутка карты, автоматическое переключение между картами, выбор ориентации карты (по направлению движения или по направлению на север), всплывающие и голосовые подсказки, выбор skin-файлов. Протокол обмена и COM-портов автоматически определяется при соединении с GPS-приемником. Возможность автоматического включения Bluetooth при соединении с GPS. Удобные и широкие кнопки клавиатуры для набора адреса — удобно нажимать не только стилусом, но и пальцем. Машина во время движения отображается черным треугольником, в момент остановки (например, на светофоре) — «жирной» точкой. На наш взгляд, черный треугольник — не самое удачное решение, поскольку в таком же цвете, правда, меньшего размера на карте повсюду нанесены треугольники, указывающие направление движения. В программе реализованы векторные карты городов и областей России с подробной детализацией вплоть до очертаний домов и разметки. Улицы и дома прорисованы в строгом соответствии с выбранным масштабом. Названия объектов расставлены с учетом их геометрии и взаимного расположения, не перекрывают друг друга, благодаря чему не перегружают карту. Проложенный маршрут можно посмотреть на карте или в так называемом «текстовом режиме» с указанием улиц и всех маневров пути следования. Однако стоит заметить, что не все улицы и здания подписаны. По-прежнему встречаются «серые» пятна, обозначенные как «Промышленная зона. Москва, Россия». Но это не вина разработчиков — в Москве много секретных «точек», на открытое опубликование которых до сих пор нет разрешения. Парковые зоны в «Навителе» обозначены как «Лес. Москва, Россия». Здесь, конечно, можно было бы подписать «название леса», хотя это не критично — мало кто в подобные места заезжает на машине. Программа быстро загружается, правда, не всегда сразу ловит сигнал спутника — возможно, здесь причина в КПК и в работе GPS-приемника. Хотя с другими программами, установленными на этом же КПК, подобных проблем замечено не было. В «Навителе Навигаторе 2.0» есть доступ к просмотру числа активных спутников. При показе карты в ее нижней части расположены пять прозрачных кнопок: вызов меню, включение/выключение спутника, датчики, путевая точка и поиск. Все настройки и меню интуитивно понятны. В программе реализовано не только сенсорное, но и кнопочное управление с помощью джойстика. МАРШРУТ: общее впечатление — карта хорошая, с очень качественной и подробной прорисовкой развязок и светофоров в нужных местах. Встречаются маленькие неточности, но их производители быстро исправляют, выкладывая на сайте обновленные версии. На карте детально изображены внутриквартальные проезды, однако несложно догадаться, что маршруты по дворам не прокладываются. В этом навигатор проигрывает опытному водителю, который знает дорогу через закоулки. Немного непривычно (но удобно и понятно!) устроен интерфейс ввода точек следования, но это, сами знаете, дело вкуса. Прокладка маршрутов вполне логичная и нареканий не вызывает. Например, с Нововладыкинского проезда (ст.м. «Владыкино») к улице Байкальской (ст.м. «Щелковская») навигатор предложил поехать через Алтуфьевское шоссе по МКАД, а на 102-м км кольцевой автодороги свернуть на Хабаровскую улицу, далее по Уссурийской на Уральскую к Байкальской. Мы обычно сворачиваем с МКАД на Щелковское шоссе. Программа без нареканий «держит» автомобиль на своей полосе, курсор не «прыгает» по карте при остановке, движется плавно, а на высокой скорости на поворотах «не успевает» за реальным автомобилем примерно на 10–15 метров. И еще интересный момент: если ехать дворами, расположенными параллельно проезжай части, например, по жилой зоне параллельно Мичуринскому проспекту, курсор в жилой массив не перепрыгивает, а движется по проспекту. При сходе с маршрута, к финишу автоматически предлагается другой путь. Либо в настройках можно выбрать прекращение движения или ведение по маршруту. В программе мы не нашли базы POI со списком мест массового пользования, таких, как больницы, вокзалы, заправки и т.д. В карте Питера их много — свыше 3300 населенных пунктов, 150 ресторанов, 478 аптек, 200 торговых центров, 326 банкоматов, 300 АЗС. ПОДСКАЗКИ: управлять автомобилем система не умеет! Зато умеет подсказывать, озвучивая оставшееся расстояние до поворота (за сколько, выбирают в настройках) и комментируя перестроение в левый или в правый ряд фразами «Возьмите левее/правее». Предупреждения о маневре настраиваются заблаговременно или незадолго до поворота (в шкале настройки 5 делений). Также электронная девушка предупреждает об отключении внешнего питания, о том, что разряжена батарея, потеряно соединение со спутниками, плохие условия приема, крутой поворот налево, круговое движение, второй съезд, поворот направо, вы приближаетесь в место назначения и т.д. В общем, говорит много чего, но тихо — при включенной магнитоле ее не слышно, при выключенной — надо прислушиваться. Это беда всех портативных систем навигации. ПРОБКИ: программа поддерживает возможность получения информации о пробках через TCP/IP (в т.ч. GPRS) с помощью приемника СМИлинк УПИ. В рамках нашего теста данной задачи не стояло.
РЕЗЮМЕ
Очень хорошая программа, толковая, с высокой степенью оптимизации маршрута. Безусловно, подойдет новичкам, знающим Москву лишь по линиям подземки. Для водителей со стажем «Навител Навигатор 2.0» послужит заменой бумажного атласа, когда нужна улица, но в данный момент мозг отказывается вспоминать, как к ней проехать. В заключение можно считать, что первый продукт компании «Навигация и Телеметрия» оказался вполне удачным.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!