РАЗРАБОТЧИК: «МакЦентр».
ТРЕБОВАНИЯ: устройство на базе ОС Windows Mobile 5.0/2003 SE/2003. Свободной Program memory — 22 МБ (min — 12—15 Мб); встроенный или внешний GPS-приемник, протокол NMEA 0183. Для внешнего подключения по последовательному (Serial) порту или через Serial-сервис Bluetooth, через Compact Flash и SDIO (при наличии драйверов производителя). Размер установочного дистрибутива: не более 38 Мб.
ПРОГРАММА: версия для теста Pocket GPS Pro Moscow.2.4.192R. В программе реализована карта Москвы и Московской области (Химки, Люберцы, Подольск и т.д.). GisMosRegionProf. Авторы и правообладатели: Copyright (c) «Геоцентр-Консалтинг», 2001—2006, лицензия Федеральной службы геодезии и картографии РФ № МОГ-02567К от 23 декабря 2004 года, Свидетельство о регистрации работ на создание географических информационных систем (ГИС) № МИГ-0035 МосТИИГН Роскартографии от 9.02.2005. Варианты размещения файлов: карта памяти Compact Flash, SD, MMC; внутренняя энергозависимая (RAM) или энергонезависимая (FlashDisk) память КПК.?Масштаб: 1:10000 (в 1 см 100 м, для Москвы и важнейших городов Подмосковья), 1:50000 (в 1 см 500 м, некоторые города Подмосковья), 1:200000 (в 1 см 2 км, остальная территория МО и прилегающих областей).
ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТИ GPS НАВИГАТОРА: в базе Pocket GPS Pro более 5000 наименований улиц Москвы и МО, информация о перекрестках, развязках, станциях метро. Более 450 тыс. объектов адресного поиска (домов, улиц, районов и т.д.) с детальным (с точностью до дома) покрытием, более 20 000 объектов инфраструктуры (АЗС, кафе, больниц, магазинов и т.п.).
Гибкий интерфейс, плавное и быстрое масштабирование, перемещение карты по экрану, поиск объектов вокруг указанной точки, вдоль маршрута и т.д. Пять способов прокладки маршрута: адресный поиск к установленной закладке (путевой точке — waypoint) или с текущей позиции, поиск при помощи стилуса, поиск непосредственно объекта. Оптимизация пути: по кратчайшему расстоянию или по минимальному времени (приоритет при этом отдается крупным магистралям как наиболее скоростным). Можно указать промежуточные точки, которые будут включены в маршрут. Автоматическая корректировка маршрута. Голосовые и визуальные подсказки. Возможность получения информации о пробках через TCP/IP (в т.ч. GPRS) с помощью приемника СМИлинк УПИ.?Отображение на рабочем поле информации о заряде аккумулятора, текущем времени, времени до конца маршрута, до следующей загрузки пробок, текущей скорости, расстоянии до конца маршрута.
ОБЗОР ИНТЕРФЕЙСА НАВИГАТОРА GPS: очень дружелюбный и понятливый, адаптирован к сенсорному (идеален для навигации) экрану коммуникатора. Карта подробно детализирована, вплоть до очертания домов и разметки, и разработана с учетом российской специфики — реально найти дом внутри квартала, даже если он отстоит от своей улицы на несколько десятков метров. Улицы и дома прорисованы в строгом соответствии с выбранным масштабом. Названия объектов не перекрывают друг друга (благодаря чему не перегружают карту) и расставлены с учетом их геометрии и взаимного расположения. При попадании прямых солнечных лучей экраны и G500, и CARMANi СХ 210 хоть и теряли цвета, но всегда оставались читаемы. Под углом разобрать картинку на дисплее коммуникатора удавалось с трудом, все же диагональ у него 2,8 дюйма. Очень хорошо виден дисплей и слышны подсказки, когда держишь его в руке, но это небезопасно! Правильнее фиксировать его в держателе, прикрепляемом к стеклу липучкой. С прочтением информации на CARMANi проблем не было. Но последний можно использовать только в машине (работает от прикуривателя). А с коммуникатором можно свободно ходить по улицам. Кроме того, у него куча других плюсов — мощный органайзер, продвинутая записная книжка, «офисный-пакет», Интернет, электронная почта. Правда, в CARMANi тоже есть WORD, EXCEL, mp3?плеер, игрушки. Меню и настройки интуитивно простые. Обновленные версии карты выкладываются на сайте производителя, и пользователи лицензионных программ могут скачать бесплатно.
После загрузки программа немного думает, вычисляя местоположение авто. Если сигнал GPS устойчивый, на экране появляются симпатичный красный автомобиль и улица (при уменьшении масштаба несколько кварталов или полностью весь путь), по которой он движется, а также ее название, номера домов, расстояние до финиша, время пути, ближайшие маневры. Если GPS-сигнал слабый (например, под мостом), то вместо мобиля высвечивается вопросительный знак. Если знак вопроса мигает на сером фоне, это значит, что GPS связь еще не установлена (при этом GPS сопровождение установлено). Если на сером фоне видна машинка с фарами, отражающая ваше текущее положение, то GPS связь установлена, но вы находитесь вне пределов Московской области. Отсутствие и машины, и мигающего знака вопроса говорит о том, что вы вне Москвы и области, карты для которых нет.
ОБЗОР МАРШРУТА НАВИГАТОРА GPS: надо отдать должное производителям Pocket GPS Pro : мы ни разу не попали на «встречку», не заехали под «кирпич» и не выехали на несуществующую улицу. Знаки дорожного движения, разметка, одностороннее движение, улицы-дублеры и т.д. в карте расставлены правильно, и маршрут прокладывается с учетом их организации. Жаль только, что навигатор не видит движущихся рядом автомобилей, зазевавшихся пешеходов, открытых колодцев, не знает расписания народных гуляний, не «видит» перекрытых правительственных трасс, самопальных шлагбаумов, заборов, бетонных блоков, измененной два дня назад разметки, свежих ремонтных работ и т.п. Не показывает он и ДПС с радарами, машиной скорой помощи и набором «трубок». И вообще система управлять автомобилем не умеет!
Старт и финиш задают с помощью мастера прокладки маршрута. Программа Pocket GPS Pro русифицирована, но есть и англоязычный набор. Если адрес известен — его вводят в одноименной строке, при этом система уже по первым буквам предлагает варианты названия улиц. Другой вариант — обозначить конечную точку маршрута стилусом. Если по дороге требуется куда-то заехать, выбирают промежуточную точку, и система предлагает вариант, проходящий через нее. Прокладка маршрута происходит по кратчайшему пути или по минимальному времени (по крупным магистралям как наиболее скоростным) с учетом организации дорожного движения. В итоге маршрут приближается к оптимальному, по которому проехал бы опытный водитель. На самом деле нам не все маршруты казались оптимальными. Например, от офиса редакции в Нововладыкинском проезде мы ехали до Щелковской такими закоулками… Зато по кратчайшему расстоянию: Сигнальный проезд — Березовая аллея — Сельскохозяйственная — улица Сергея Эйзенштейна — Бориса Галушкина — Ростокинский проезд — Краснобогатырская — Миллионная — 2?й и 3?й проезды Подбельского — Ивантеевская — Открытое шоссе — Тагильская — Николая Химушина — Монтажная — 2?й Иртышский — Байкальская. Складывалось впечатление, что маршрут проложил Сусанин. В итоге мы покатались и по трамвайным путям (три года уже по ним не ездила на машине), и заблудились, и в какой-то момент даже радовались этому «чудо-компасу», потому как перестали совсем ориентироваться на местности. В режиме «быстрого» маршрута дорога до Щелковской предлагалась по МКАД.?Мы обычно ездим до Щелковской по ТТК.
ОБЗОР ПОДСКАЗОК НАВИГАТОРА GPS: при активированном режиме «Автопрокладка» сбившемуся с курса водителю система Pocket GPS Pro автоматически предложит новый маршрут с учетом иного местонахождения. Чтобы не отвлекать внимание водителя, имеются звуковые и визуальные подсказки. Но слепо верить им не стоит. При медленной езде или в случае остановки, к примеру, на светофоре или в «пробке» электронный мобиль хаотично прыгает на экране в зоне тридцатиметрового радиуса (результат искусственной погрешности в сигнале). Подобные пертурбации сопровождаются сбивающими с толку фразами «Вы ушли с маршрута», «Вы вернулись на маршрут». Именно поэтому до профессионального штурмана навигатор не дотягивает. Команды поворота «направо» или «налево» из-за допустимой 30?метровой неточности могут прозвучать чуть раньше, и в результате вы въедете в бордюр (в лучшем случае!). Автомобильный навигатор CARMANi, взятый нами в качестве контроля, ложными заключениями не бросался, а нарисованный на его экране мобиль не перескакивал то и дело с места на место. Оказывается, дело здесь в обработке сигналов. SiRFstarII CARMANi при недостаточном уровне сигнала сохраняет ранее вычисленные координаты или изменяет их более плавно, чем обычно. SiRFstarIII G500 вычисляет координаты даже при слабом сигнале спутников, но они никак не обрабатываются и в результате получаются менее достоверными. И, разумеется, приемник следует держать под лобовым стеклом на специальной подставке-липучке (у CARMANi она одноразовая), а не в руках под металлической крышей автомобиля, отражающей сигнал.
Перейдём к обзору звуковых подсказок навигатора GPS Pocket GPS Pro, услышать их можно только при закрытых окнах, а иначе голос «электронной девушки» улетает вместе с ветром. Опять же повторимся: бездумно следовать подсказкам не стоит, иначе повернете раньше, чем нужно. Например, как мы при попытке свернуть с проспекта Мира на улицу Бориса Галушкина. А все потому, что перед носом был один поворот (с него попадаешь на дублер проспекта Мира), а сразу за ним другой — нужный нам. Однако электронный мозг, для которого расстояние в 20—30 метров существенной роли не играет, предложил нам первый поворот. Обычно подобные недоразумения случаются при сложных развязках.
ОБЗОР ПРОБОК В НАВИГАТОРЕ GPS: Pocket GPS Pro позволяет получать и отображать на карте информацию о загруженности дорог (по информации системы СМИлинк). Пробки визуально отображаются на экране в виде линий различного цвета (в зависимости от интенсивности заторов), наложенных поверх изображения улиц с затрудненным в данный момент движением. Стрелками указывается направление пробки. Путь, выбранный с учетом пробок, может быть несколько длиннее, но по менее загруженным магистралям. В системе СМИлинк информация о дорожной ситуации актуализируется по более чем 400 улицам Москвы. Пробки на других улицах при прокладке маршрута не учитываются. Здесь, правда, следует отметить, что прием информации возможен только при подписке на услугу «СМИлинк — свободные дороги» и при наличии необходимого оборудования — пейджингового приемника «СМИлинк УПИ», который подключают к порту коммуникатора. Другой способ — через Интернет при помощи модема, сотового телефона, встроенного GPRS-модуля. Пробки на карте имеют ограниченный срок жизни. Они удаляются автоматически через два часа после загрузки либо самостоятельно в любой момент. О загрузке пробок свидетельствует цвет специальной диаграммы в поле экрана. Мы работу системы СМИлинк не тестировали, потому каких-либо выводов делать не будем.
РЕЗЮМЕ ОБЗОРА НАВИГАТОРА GPS
Продукт Pocket GPS Pro получился толковый, и, если Москву вы не знаете совсем, он поможет вам ее выучить. Но если водительский стаж у вас немалый, скорее всего помощь программы покажется «медвежьей услугой». Все же система не человек и не может знать всех изворотов московских улиц, а потому порой предлагает не самый оптимальный путь. Но в чем уж точно можно быть уверенным — к месту назначения она вас довезет. Главное, не попасть в ДТП — здесь электронные мозги будут бессильны.