Среди автовладельцев нередко встречается мнение, что система охлаждения – это что-то вроде конвектора домашнего отопления («батареи»), так же проста и так же мало нуждается в обслуживании – знай меняй тосол раз в два года. А что же на самом деле? О роли охлаждающей системы обычно задумываются после того, как она вышла из строя, напрочь «отказавшись» греть салон зимой или вызвав перегрев двигателя, снижение ресурса масла, усугубляя коксование поршневых колец. А ведь о значительной роли системы охлаждения говорит даже такой простой факт, что на движение автомобиля расходуется около четверти энергии, выделившейся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя, в то время как на систему охлаждения идет ее треть. Согласно статистике поломки системы охлаждения занимают четвертое место среди всех неисправностей автомобиля. А ведь избежать подобных неприятностей просто – достаточно следить за качеством антифриза (то есть не покупать «левак» у обочин) и ухаживать за радиатором, проводя постоянную профилактику образования отложений и удаляя уже скопившиеся. Именно о средствах по уходу за системой охлаждения и пойдет речь в этой статье.
ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА ПОРТИТСЯ?
По словам специалистов НПП «Поликом», изменение концентрации антифриза, вспенивание охлаждающей жидкости и т.п. еще не являются неисправностью мотора, хотя и не предвещают ничего хорошего. Гораздо более серьезные последствия имеет перегрев двигателя, причем отметим, что перегревом можно смело назвать не только период бурного вскипания, но и процессы, предшествующие ему. При этом излишки энергии ускоряют процессы старения тосолов, значительно снижают ресурс моторного масла, усугубляют процессы коксования поршневых колец и топливной аппаратуры, возрастает склонность двигателя к детонации и так далее. Причем совершенно не важно, о каком классе автомобиля идет речь: и в «Мерседесе», и в «Жигулях» ухудшения наступают одинаково.
То же самое можно сказать про досадную ситуацию, когда двигатель полностью прогрет, кран отопителя открыт на МАХ, а в салоне приходится стучать зубами от холода. Почему же возникают неисправности в системе охлаждения?
Если механических повреждений нет, то можно с полной уверенностью сказать, что в отказе системы охлаждения «виноваты» накопившиеся отложения. Полностью избежать их образования невозможно, можно только замедлить процесс их накопления на поверхностях деталей системы. Что же представляют собой отложения? Это всем известные накипи, продукты коррозии металлических поверхностей и разложения антифризов. Они нарушают теплообмен в радиаторах, «рубашке охлаждения» блока и головки цилиндров двигателя. Плюс к этому отложения снижают производительность «помпы», приводят к ошибкам в срабатывании термостата, датчиков автоматики и ускоренному разрушению всей системы.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТОЖЕ НУЖДАЕТСЯ В УХОДЕ
Интенсивность образования отложений зависит от двух факторов – качества теплоносителя (то есть антифриза или тосола) и культуры обслуживания системы охлаждения. О первом мы неустанно пишем на страницах журнала, потому что подделки охлаждающих жидкостей наносят огромный вред двигателю. Экономия 50 рублей на качественном антифризе может обернуться серьезными поломками и двигателя, и системы охлаждения. Использование воды без предварительной ее подготовки также негативно влияет на срок службы двигателя. Вред наносят также герметики сомнительного происхождения, которые многие используют как панацею при течи радиатора.
Средства по уходу за системой охлаждения можно условно разделить на две категории. Первая, более обширная – это разнообразные промывки; их добавляют в старый антифриз, который сливают вместе с растворенным в нем препаратом после кратковременной работы двигателя (5, 10, 20, 30 минут). Промывки могут быть рассчитаны как на профилактическую обработку системы охлаждения, так и на глобальную ее очистку. Нередко одно и то же средство может выступать в обоих «обличьях» при разных способах и длительности применения. Вторая группа – это присадки, которые, будучи единожды добавленными, остаются в системе охлаждения до смены антифриза. Они призваны препятствовать образованию отложений и часто имеют в своем составе смазывающие и антикоррозионные составляющие.
КАКОЙ ПРЕПАРАТ ВЫБРАТЬ?
Основная сложность очистки системы охлаждения заключается в различии свойств у разных отложений, что требует индивидуального подхода при выборе метода химического воздействия на каждый вид грязи, осевшей в системе. Особенно важным является то, что используемые химические средства не должны отрицательно влиять на уплотнительные материалы, шланги, пластиковые детали системы. Необходимо также учесть и свойства металлов, применяемых при изготовлении двигателя и радиаторов.
Идеальным препаратом можно назвать тот, который не только удаляет отложения, но и образует на деталях защитную химическую пленку, замедляющую процесс коррозии. И, конечно же, эффективен при выполнении своего прямого назначения – удаления загрязнений из системы охлаждения (промывки) и/или профилактике их накопления на ее деталях (присадки).
Обзор подготовила Анна ЮДИНА.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!