www.autodela.ru — все об автозапчастях и дополнительных аксессуарах

Начало
Начало Контакты Карта сайта




Установка усилителя (+)

СИЛА ЕСТЬ?!



Внешний усилитель — зачем? У автовладельцев часто возникает вопрос: зачем тратиться на отдельный усилитель, когда в головном устройстве уже есть встроенный, мощность которого составляет примерно «4 по 50 Вт». Казалось бы, действительно, незачем, если бы не одно «но».


Производители головных устройств в погоне за покупателями указывают в технических характеристиках максимальную мощность встроенного усилителя. Неизвестно, кто из производителей начал выдавать желаемое за действительное, но сегодня на коробках с головными устройствами красуются именно цифры максимальной мощности. Наверное, это лукавство производителей сегодня можно назвать традицией. Реальная номинальная мощность встроенных усилителей составляет порядка 22—27 Вт на канал.


Обычно в технических характеристиках усилителей указываются цифры номинальной мощности, и только совсем недобросовестные производители указывают максимальную. Поэтому «4 по 50» в случае с внешним и встроенным усилителями — это две большие разницы.


Если при выборе системы вы остановитесь только на внешних усилителях, целесообразно выбрать головное устройство, в котором есть функция отключения встроенного усилителя.


Если при подключении фронтальных и тыловых каналов есть выбор: использовать встроенный усилитель или предпочесть внешний, то при добавлении в систему сабвуфера необходимость внешнего усилителя становится очевидной.


Расчет минимальной площади сечения силового кабеля в зависимоСти от силы тока и длины кабеля (мм2)


Куда лучше
поставить усилитель

Установить усилитель несложно, вся установка — завернуть четыре самореза. Важнее правильно определить место его установки.

Во-первых, усилителю требуется хороший теплоотвод, так как в процессе работы он значительно нагревается. Если усилитель устанавливается в открытый объем (спинка сиденья, обшивка багажника, задняя полка и т.п.), то дополнительно охлаждение, скорее всего, не потребуется. Если же усилитель будет установлен в закрытом объеме (за обшивкой в нише крыла, установка нескольких усилителей одного над другим, декорирование усилителя стеклом и т.п.), то для нормальной работы системы потребуются несколько кулеров (часто для этого используются кулеры от компьютеров). Устанавливаются они парами — таким образом, чтобы один кулер работал на подачу воздуха, а второй — на отвод.

Во-вторых, важным аспектом является расстояние от усилителя до источника сигнала и акустики. Его желательно выбирать так, чтобы длина всех проводов системы была минимальной, но наиболее критично увеличение длины межблочных коннекторов.

В-третьих, усилитель должен устанавли-ваться так, чтобы на него не действовали другие системы автомобиля, дабы не допустить образования наводок. Причем на их наличие влияет не только сам усилитель, но и местоположение каждого из компонентов системы. При этом рецепты по «лечению» от наводок описать практически невозможно, поскольку это требует опытного подхода, а не теоретического описания.

Проводка

Выбрав место для усилителя, продумайте подключение и расположение всей подходящей к нему проводки. Желательно нарисовать схему — вид автомобиля сверху, где будут четко обозначены все провода. Нужно быть готовым к тому, что для подключения может потребоваться демонтаж сидений и салонного ковра, поэтому работу целесообразно совместить с шумовиброизоляцией кузова.

О подключении усилителей и прокла-дывании проводки написано немало статей. Внимание к этой операции обусловлено тем, что в сложных системах нередко появляются разного рода электромагнитные наводки, подчас сводящие на нет все усилия от создания системы. Чтобы помочь вам избежать этих и других проблем, приведем несколько советов по подключению.

Силовая проводка

Выбирая кабель для силовой проводки важно правильно определить площадь поперечного сечения провода. Если площадь будет превышать расчетную, это пойдет системе только на пользу, а вот если будет меньше, то усилитель не сможет выдать расчетную мощность. Для определения нужной площади сечения кабеля необходимо знать силу тока потребления и длину кабеля. Единица измерения площади поперечного сечения кабеля в системе СИ выражается в квадратных миллиметрах, но большее распространение в мире получила американская единица гейдж (AWG). Обратите внимание, что с увеличением толщины кабеля размерность в гейджах уменьшается.

«Минус» для питания усилителей допустимо брать с кузова автомобиля, однако в этом случае возможно появление дополнительных наводок. Также нельзя забывать о том, что кузов имеет свое сопротивление, которое увеличивается в процессе старения автомобиля.

Силовую проводку прокладывают, как правило, вдоль той стороны автомобиля, где расположен аккумулятор, — это позволяет уменьшить длину кабелей. Для перехода из подкапотного пространства в салон желательно использовать штатные отверстия. Если это невозможно, следует просверлить отверстия и вставить в них резиновые втулки. Недопустимо прокладывать провод в отверстия движущихся механизмов, например в отверстие троса сцепления!

На расстоянии 15—20 сантиметров от плюсовой клеммы АКБ следует установить общий предохранитель системы. При установке двух и более усилителей необходимо использовать специальные разветвители и дополнительные блоки предохранителей.

Проложенные в подкапотном пространстве кабели необходимо заложить в пластиковую гофру. Так же нужно поступить и с плюсовым кабелем, проложенным в салоне и багажнике. Для надежного контакта кабелей следует использовать специальные клеммы и пропаивать места соединений кабеля и клемм.

Межблочные кабели

Межблочные кабели наиболее подвержены наводкам, поэтому прокладывать их нужно отдельно от остальных кабелей. Знающие энтузиасты автозвука покупают такие кабели на метраж и самостоятельно припаивают к ним разъемы RCA, новичкам же лучше смотреть в сторону готовых межблочных кабелей. Выбрать достойный кабель сложно, а без отслушивания в эталонной аудиосистеме практически невозможно. Тем не менее попробуем дать несколько советов по выбору межблочных кабелей.

При планировании системы желательно стремиться к тому, чтобы межблочники имели минимальную длину, — это позволит уменьшить потери в звучании и убережет систему от наводок. Для этого можно, например, установить усилители под передними сиденьями. После определения места расположения усилителя не поленитесь измерить точную длину нужного кабеля, поскольку это поможет вам подобрать кабель оптимальной длины. К сожалению, у такого подхода есть и недостаток: если система будет фонить, то с большой вероятностью межблочные кабели придется перекладывать по другому маршруту. Поэтому оптимальным выходом будет взять комплект кабелей «на примерку» у знакомых и, проложив их, отслушать систему.

Важно, чтобы межблочный кабель имел хороший экран. Он может быть выполнен в виде фольги, в которую производитель оборачивает сигнальные провода, либо в виде оплетки. В продаже можно встретить как кабели без экрана, так и кабели с двойным экранированием. Отличить их можно по общей толщине, «монументальности» RCA-разъемов и, конечно же, цене.

Дешевые, простые кабели, как правило, тонкие и имеют пластиковые разъемы. Желательно не применять такие кабели в своей системе. Защищенность от помех у них самая минимальная. Рекомендуем использовать кабели с оплеткой и с обернутыми в фольгу сигнальными жилами. Такой вариант является оптимальным для современного автомобиля с массой электросистем, разбросанных по всему кузову.

Акустические кабели

Акустические кабели менее капризны, чем межблочные, но и их неправильный выбор может свести на нет все старания. Нельзя забывать о том, что уровень системы в целом определяется уровнем наихудшего компонента системы.

Самая распространенная ошибка — использование кабелей, идущих в комплекте с динамиками. Наиболее честные производители пишут в инструкции, что эти проводочки предназначены лишь для проверки работоспособности динамиков. Даже при использовании встроенного в головное устройство усилителя следует применять специальную акустическую проводку сечением никак не менее 1,5 кв. мм. Для надежного соединения все клеммы необходимо хорошо припаять. При пропускании кабелей в дверь нужно обязательно использовать резиновую гофру и ни в коем случае не прокидывать кабель из-под одной обшивки к другой.

Как ставить усилитель

Существует несколько вариантов установки усилителей. Первый и самый простой — установка на поверхность, без изготовления каких-либо дополнительных панелей. Этот вариант оправдан в том случае, когда усилитель ставится в недоступное для глаз место (например, под заднюю полку или на пол под передними сиденьями). Если усилитель будет установлен «напоказ», то все провода желательно спрятать, дабы не портить внешний вид. Для этого необходимо изготовить фальшпанель. Оба эти варианта крепления объединяет одно: усилитель устанавливается открыто, то есть проблем с его охлаждением возникнуть не должно.

Другие способы предусматривают установку в закрытый небольшой объем (например, за обшивками багажника). В этом случае необходимо хорошо продумать систему охлаждения. Это, безусловно, понравится автовладельцам, желающим оставить интерьер автомобиля без изменений. Самый оригинальный вариант — установка усилителя за панелью, но с окном (при этом он все равно требует охлаждения). Оригинальность заключается в том, что на окне часто гравируется надпись, которая подсвечивается в темноте светодиодами. Выполнить такую установку полностью самостоятельно невозможно, если, конечно, у вас под рукой нет станка для гравировки.

Что использовали мы

В соответствии с концепцией stock в автомобиле ВАЗ-2110 усилитель был установлен скрытно. Монтаж под полкой в «десятке» оказался очень удачен: усилитель не виден и не мешает повседневной эксплуатации автомобиля, при этом он доступен для регулировок. Усилитель гармонично вписался в систему не только по своим техническим характеристикам, но и по стилю: строгий черный цвет делает его малозаметным даже при взгляде на полку снизу.

Вся система, кроме головного устройства, в «десятке» построена на компонентах нового испанского бренда Soundstatus. В этой инсталляции была задействована четырехканальная модель усилителя АВ-4200С.

В «девятке» же усилитель был выставлен напоказ. Для этого была изготовлена фальшпанель. Конфигурация багажников «самар»-хэтчбэков такова, что наличие небольших закутков между арками и задними фонарями не сильно влияет на функциональность всего багажника.

Для установки был выбран четырехканальный усилитель Nitech WSH-4100A. К двум его каналам подключены фронтальные компонентные динамики Nitech Т6.с. Два других канала, используя мостовую схему подключения, «раскачивают» сабвуфер Nitech TX12.4 (встроенные фильтры усилителя позволяют без проблем реализовать такую схему). Встроенные ФВЧ и ФНЧ имеют крутизну спада 12 дБ/окт. Блок питания и выходные каскады усилителя выполнены на транзисторах MOSFET. WSH-4100A выдает честные 50 Вт на канал (RMS). Усилитель имеет защиту от короткого замыкания, перегрева, перегрузки и высокого и низкого напряжения.

Изготовление фальшпанели

Для изготовления фальшьпанели нам понадобится фанера толщиной 10—12 мм, крепеж (саморезы или болты), алюминиевые уголки, карпет или другой материал для отделки, клей, кусок плотного картона. Из инструментов необходимо иметь лобзик с пилками по дереву, дрель со сверлами, напильники и шкурки, нож и ножницы, а также отвертки и желательно строительный степлер. Конечно, кроме самого усилителя нам понадобится комплект проводки.

Изготовление фальшпанели для усилителя технически проще, чем изготовление акустической полки или ящика для сабвуфера: не нужно обеспечивать герметичность, да и жест-кости листа фанеры будет достаточно.


Шаг 1: выбираем место

Место для усилителя следует выбирать так, чтобы обеспечить его охлаждение. Также желательно иметь легкий доступ к регуляторам (хотя это условие будет актуально только в первые дни использования системы, когда может понадобиться дополнительная настройка).

Также следует учесть тот факт, что особенность подключения (часто разъемы RCA расположены с одной стороны усилителя, а силовые и акустические клеммы — с другой) может внести коррективы в установку: надписи на лицевой стороне усилителя могут оказаться перевернутыми.

Шаг 2: размечаем внешние контуры панели

Внешние контуры фальшпанели определяются по месту, для этого удобно использовать плотный картон. После того как форма будет определена, нужно перенести ее размеры с макета на фанеру и выпилить.

Шаг 3: замеряем размеры усилителя и выпиливаем в панели окно

При определении размера окна нужно учитывать толщину отделочного материала, иначе усилитель попросту не встанет на свое место после обтяжки.


Шаг 4: закрепляем усилитель

Для надежного крепления усилителя с тыльной стороны заготовки прикрепляем два деревянных бруска. Их толщина должна быть такой, чтобы закрепленный усилитель сочетался с фальшпанелью. В нашем случае лицевая сторона усилителя находится вровень с плоскостью фальшпанели.

Шаг 5: крепим фальшпанель

Выбираем места для фиксации панели в рабочем положении. В автомобиле ВАЗ-21093 установщики использовали алюминиевые уголки, с помощью которых панель была надежно закреплена.

Шаг 6: декорирование

Извлекаем панель из автомобиля и обтягиваем выбранным материалом. Кусок ткани (в нашем случае это карпет) приклеивается к лицевой поверхности специальным клеем. Края материала заворачиваются и закрепляются с тыльной стороны с помощью клея и строительного степлера. После этого в ткани вырезается окно, затем края материала подворачиваются на тыльную сторону и фиксируются скобами.

Шаг 7: установка усилителя

Крепим усилитель к брускам с помощью саморезов. Обратите внимание, что в нашей инсталляции усилитель ориентирован так, что все инструменты настройки находятся сверху и доступны для оперативной регулировки.

Шаг 8: подключение и настройка системы

Подключаем всю проводку, после этого устанавливаем предохранитель в колбу и проверяем систему на работоспособность. Далее необходимо провести настройку усилителя и закрепить фальшпанель окончательно.



 

Антон ИВАНОВ



Благодарим установочную студию «Блюзмобиль» за помощь в инсталляции системы



www.bluesmobil.ru, www.bluesmobil.com



 


Challenger CHA 150.2

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Номинальная выходная мощность (RMS) 4 Ом — 2 x 150 Вт. Максимальная выходная мощность — 2 х 250 Вт. Номинальная выходная мощность (RMS) 2 Ом — 2 x 250 Вт. Максимальная выходная мощность в мостовом соединении 4 Ом — 540 Вт.
Отношение сигнал/шум: >104 дБ. КНИ: 0,04 %. Рабочий диапазон частот (± 3 дБ): 15,5—35 кГц. ФНЧ 40—450 Гц 9 дБ/окт, ФВЧ 65 Гц — 4 кГц 10 дБ/окт, subsonic-фильтр 20—50Hz 10 дБ. Чувствительность: 0,3 мВ — 8 В.
 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: усилитель Challenger CHA 150.2 — это новый усилитель серии PRO-line, работающий в двух режимах.
Второй режим, двухканальный, демонстрирует следующие показатели: максимальная мощность при нагрузке 4 Ом — 250 Вт на канал (номинальная — 155 Вт). При нагрузке 2 Ом номинальная мощность — 250 Вт на канал (показатели максимальной производителем не приводятся).
На левой панели расположены 4 разъема RCA: пара на вход, пара на выход (о ней ниже), регулятор уровня «level» с диапазоном регулировки от 0,3 до 8 В. Также на этой панели расположены регуляторы «subsonic» и «bass boost». Функция «bass boost» дает возможность повышать уровень низких частот от 0 до 12 дБ на частоте 45 Гц. Далее по порядку идут фильтр высоких частот (частота среза от 65 Гц до 4 кГц), фильтр низких частот (частота среза от 40 до 450 Гц) и переключатель выборов режима работы фильтра, имеющий три положения: включен ФНЧ, включен ФВЧ и фильтры отключены. В качестве индикации работы служат два светодиода. Зеленый обозначает режим работы, красный — перегрузку или сработавшую защиту усилителя.
На правой панели усилителя расположены клеммы подключения питания, динамиков и предохранители. Клеммы питания сделаны «под винт» и позволяют подключать провод сечением до 21 мм2 (4 AWG). Согласно требованиям инструкции, для подключения усилителя нужен кабель именно такого сечения. Клеммы для подключения динамиков сделаны «под лопатку». Максимальная возможная ширина составляет 8 мм, что вполне достаточно. Рядом с клеммами акустиков расположены 3 предохранителя, все номиналом по 20 А.
Линейные выходы могут быть использованы для наращивания системы. Сигнал на них поступает со входов, не подвергаясь какой-либо обработке. Такая схема может применяться, к примеру, при подключении двух усилителей на две головки сабвуфера, тем более что по всем показателям это один из основных режимов работы усилителя.
Как показало детальное изучение этой запчасти Land Rover или другого автомобиля, сам корпус, за исключением верхней крышки, представляет собой тонкостенную конструкцию из алюминия. На внутренней части в верхней и нижних полостях усилителя находятся ребра охлаждения, а на боковых крышках — специальные вентиляционные отверстия. Это надо учесть при установке, тем более что встроенного кулера нет: окна охлаждения закрывать крайне нежелательно.
Прилагаемая инструкция на русском языке. В ней подробно расписаны все органы управления и настройки, а также схемы подключения. В конце приведена таблица для расчета кабеля питания в зависимости от длины кабеля и суммарного тока.
Для крепления усилителя на его корпусе по углам расположены четыре уха.
Комплектация стандартная. Из приятных мелочей — крепеж в виде четырех саморезов.
КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ: общую картину звучания можно охарактеризовать как спокойную. В ней немного преобладают высокие частоты. На этом фоне средние частоты оказываются не завуалированными. Перед приобретением желательно послушать на данном усилителе тот жанр музыки, которому вы отдаете предпочтение.
Интереснее усилитель играет в режиме подключения к сабвуферу. Он обладает достаточной мощью, чтобы бас стал сочным.
ЦЕНА: средняя цена по Москве 6000 руб.
 
РЕЗЮМЕ
 
ДОСТОИНСТВА: высокая выходная мощность, наличие линейного выхода. Для достижения подходящего звучания у Challenger CHA 150.2 есть необходимое количество настроек, пользователь может подстроить его под личные предпочтения.
НЕДОСТАТКИ: нет возможности подключить внешний регулятор уровня.
Кирилл СЕМЕХИН
 





Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашим интернет АУКЦИОНОМ!
Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!



Отзывы пользователей

Свой отзыв оставил:

S.Vlaso
Хорошая статья, спасибо большое, много усвоил для себя!



Оставить отзыв

Имя

E-mail (не обяз.)

Отзыв

Введите код (цифры)






audi цены
ауди центр запад
audi цены
служба доставки по Москве HY-Express



фольксваген
бмв цены

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Articles
Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на www.autodela.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал. АвтоДела".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -

Дизайн сайта: Максим Зимин