«Не упустите свой шанс! Уникальное предложение! Суперразработка оборонной промышленности! Только МЫ, только с НАМИ, только у НАС!»
Набивший оскомину рекламный бум по своей сути выполняет три функции: информативную, психологическую и стимулирующую.
Все мы, потенциальные покупатели, рано или поздно попадаемся на удочку добросовестного или нет производителя. Вы можете быть большим профессионалом в одной или нескольких областях, хорошим психологом, обладать особым чутьем, но... Красивый «фантик» — упаковочная коробочка так зазывна и привлекательна, а у рекламного агента такие добрые и честные глаза, что просто невозможно не соблазниться, даже если не надо. А если надо... Вот здесь неплохо бы вспомнить принцип «доверяй, но проверяй», потому что чувство независимости окупает все расходы — и материальные, и моральные. Только постарайтесь не заблудится в информационном потоке и сделать правильный выбор.
Итак, у вас есть автомобиль, а при нем хорошенькая автомагнитола. Но все-таки чего-то не хватает, и почему-то в салоне тихо. Не бодрит как-то. Ах, да! Мы забыли об антенне. Ведь даже самая крутая «музыка» без антенны... сама по себе никогда не заработает.
Чтобы составить ваше представление и отобразить некую действительность, рассмотрим типы антенн так называемого «среднего» уровня.
Разговор пойдет о внутрисалонных автомобильных антеннах. Дорогие иномарки при рождении укомплектованы выдвижными телескопическими антеннами, так что для них вопрос выбора типа антенны неактуален. Машины попроще, в том числе детища нашего aвтопрома, ни антенн, ни самих магнитол изначально не имеют. Все это покупает и устанавливает счастливый обладатель четырехколесного чуда. Магнитолы — отдельный разговор.
Давайте определимся с тем, с чего музыка начинается, — с антенн. Внутрисалонные антенны не портят эстетики автомобиля, не ржавеют зимой от соли, что-либо сделать с ними снаружи — крайне затруднительно. Если ваш выбор пал на такие антенны, эта статья для вас.
Кто вы: «Горожанин», «Районник» или «Областник»?
Давайте определимся: чего мы хотим? Для чего мы покупаем антенну в свой автомобиль? Музыку слушать? А в ресторане вы тоже говорите официанту: «Принесите мне еды и выпить»? Нет?
Тогда разберемся с тем, что нам надо:
1. Вы постоянно пользуетесь машиной в городе. Вам необходим уверенный прием 10—15 местных радиостанций. При этом вы не хотите прослушивать трески от плохой проводки старенького «Москвича», который стоит рядом с вами в пробке. Присвоим такому потенциальному покупателю условный код «Горожанин».
2. Ваши поездки как в городе, так и в пригороде, причем городских поездок все-таки больше. Как правило, удаление от МКАД не превышает 30 километров. Присвоим такому потенциальному покупателю условный код «Районник».
3. Вы ездите в основном за городом, бывают и дальние поездки — в другие города области и вне ее. Присвоим такому потенциальному покупателю условный код «Областник».
Требования у всех категорий автовладельцев разные:
• «Горожанину» нужна антенна с небольшим усилением (ведь до радиостанций недалеко) и с хорошей защитой от помех промышленности и систем зажигания автомобилей.
• «Районнику» надо одновременно и малое усиление (в городе) и высокое (за городом). Трудно совместимые требования. В составе антенны нужно иметь либо автоматическую регулировку усиления, что удорожит конструкцию, либо переключатель «город-трасса».
• «Областнику» желательно иметь максимальное усиление слабого сигнала для уверенного приема на больших расстояниях. При этом его практически не волнуют индустриальные помехи — в полях заводов нет. Хотелось бы принимать московские радиостанции как можно дальше.
ВНИМАНИЕ! ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ!
Хотя мощности радиостанций в метровом диапазоне разные (есть среди них и очень мощные), но объективно присутствуют законы физики, которые, даже за большие деньги, изменить нельзя. Существует понятие «Зона уверенного приема». Вне ее — ну нет устойчивого приема, хоть из золота усилитель делай. Дальше 60—70 километров вы стабильно сможете принять 6—8 самых мощных станции и то на очень хорошую антенну. Да, путем электронных ухищрений можно растянуть эту зону километров на 10–15. И это — все!
Дальше (на удалении 80—90 км от Москвы) вы автоматически попадаете в зону вещания радиостанций ближайшего города. Естественно, они вещают на других частотах, и вам придется включить на своей магнитоле автопоиск. Если вам, конечно, хочется слушать музыку.
Вывод: максимальная дальность приема даже на золотую антенну — до 100 км.
Примечание. Здесь и далее разговор идет о приеме сигнала метрового диапазона с удовлетворительным качеством, без существенных провалов, шумов и искажений. Под метровым диапазоном в данном случае следует понимать европейский FM и наш — УКВ. О СВ (средних волнах) разговор будет особый.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Итак, мы выявили следующие критерии оценки активных внутрисалонных автомобильных антенн:
— способность работать в городе в условиях помех;
— обеспечение приема, как в городе, так и в районе;
— прием удаленных радиостанций при поездках по области.
Да и, конечно же, — цена. За 200 долларов коробочку меньше спичечной покупать не целесообразно. Да и за 50 рублей вряд ли можно купить что-то путное.
Каждый выбирает по своему кошельку. Можно дорого купить вещь престижной фирмы, при этом вы заплатите половину суммы за имя фирмы, а не за суперкачество. А можно купить такую же вещь того же качества, но дешевле в два раза от «не раскрученного» производителя. Примеры всем известны.
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Мы решили не измерять параметры антенн (все равно нет дорогого оборудования и специальной камеры), а провести натурные испытания в обстановке, максимально приближенной к жизни.
Проверку проводили на широко распространенной автомагнитоле JVC KS-F110, установленной на автомобиле ВАЗ-21083. Оценку работы антенн проводили в трех районах:1. Район МКАД (пересечение с Ярославкой) — проверка работы в городских условиях, зона «город». До Останкино — около 10 километров по прямой.2. Поворот с Ярославки на Сергиев Посад, 51-й километр от МКАД, примерно 65 километров от Останкино — конец зоны «район». Вот тут и должна кончаться зона уверенного приема.3. Граница зоны «область» — по Ярославке около 90 километров от МКАД, 100 — от Останкино, чуть не доезжая Плещеева озера. Это вообще должна быть «глухая» зона (для московских станций, разумеется).
Время года — лето, июль. Зимой результаты могут отличаться из-за изменений условий распространения радиоволн.
|
| | | ЭТАЛОН ДЛЯ НАШЕГО ТЕСТА | | |
| |
ORIS AN-120
Крышевая антенна ORIS AN-120 принадлежит к другому классу. Обычно такие антенны устанавливают на автомобили ценой от 25—30 тысяч американских рублей еще на конвейере. Антенна представляет собой 40-сантиметровый штырь с двухкаскадным усилителем, настроенным для приема метровых волн и СВ. Устанавливается наклонно назад в отверстие крыши в ее задней части. Реквизиты производителя отсутствуют, хотя указано, что ORIS сделана в Америке. Штрих-код (83) — итальянский. Инструкция отсутствует. В составе комплекта — китайские салфетки.
А взяли мы ее, чтобы было с чем сравнить. Для полноты картины сравним наши антенны еще и с обычным внешним гибким штырем длиной 90 сантиметров. Посмотрим в таблице, что же получилось.
Оказалось, что внутрисалонные антенны не так уж далеки по качеству приемаот внешних (хоть с усилителем, хоть без).
|
| |
|
Как оценивалась качество работы антенн:
• по количеству станций, определенных магнитолой в режиме автопоиска. Чем больше станций найдено, тем лучше. Эту проверку целесообразно проводить в зонах со слабым сигналом. В Москве и на удалении до 20—30 километров от нее цифры будут у всех практически одинаковые.
• субъективно — по качеству приема сигнала слабых станций, работающих почти на уровне шумов — по искажению звука и посторонним шумам. Естественно, на такие станции приходится настраиваться вручную — автоматически магнитола их уже не захватывает.
Какие антенны проверялись: 1. BOSCH-014, 2. CHEETAH, 3. IVOLGA 101, 4. VELAS ACR-021, 5. AV-17M «УРАЛ», 6. БУРАН, 7. ВОЛНА, 8. СКАТ.
Эти антенны наиболее часто встречаются на рынке. Есть еще представители славной семьи автоантенн, но за 65–80 рублей. Надеюсь, все знают про бесплатный сыр в мышеловке? Физически невозможно сделать хорошую вещь дешевой. Сравните: сколько стоит «Audi A6» и сколько — наша «Волга». Качество не надо сравнивать? Потому и не стали брать на проверку.
ЗОНА «ГОРОД»
Антенны в зоне «город» показали примерно одинаковые результаты. Качество приема было хорошее почти у всех, но максимально подавил шумы от промышленных источников и систем зажигания СКАТ. Причина: в СКАТ сигнал на магнитолу передается по экранированному радиокабелю, а не по неэкранированному плоскому шлейфу. Да, кабель дороже. Но и эффект есть!
Интересно, что если выключить питание на антеннах BOSCH, CHEETAH, IVOLGA, AV-17M, БУРАН и VELAS, то прием не делался сколько-нибудь хуже, а у BOSCH даже улучшился. Причина та же: снижение (то есть передача сигнала от антенны к приемнику) в этих экземплярах реализовано на плоском кабеле — шлейфе, проще говоря — на обычном проводе, который и работает как простейшая антенна, то есть как простой отрезок проволоки. К тому же выяснилось, что BOSCH, CHEETAH, IVOLGA, VELAS критичны к положению шлейфа снижения, а AV-17M — нет. Стоило кабель переложить — начиналось самовозбуждение усилителей и ложные захваты. Отсюда — разное количество станций в режиме «автонастройка». Иногда этот эффект называют «перекрестные искажения», хотя это не совсем корректно.
Разработчики антенн попытались выжать из своих творений максимум усиления. При появлении любой возможности такие устройства, если их делать на традиционной элементной базе, начинают возбуждаться, то есть превращаются в маленькие передатчики. Это и есть цена высокого усиления.
А вот инженеры-разработчики антенн ВОЛНА и БУРАН позаботились о качестве приема в городе. У обоих есть регулировка усиления: у ВОЛНЫ — плавная, у БУРАНА — фиксированная, что более удобно. Обе антенны показали стабильную работу в черте города.
К сожалению, ВОЛНА показала полное отсутствие защиты от помех. На магнитоле слышны искрящие системы зажигания и индустриальные шумы.
AV-17M работала весьма хорошо. На СВ прослушиваются посторонние шумы, но их уровень достаточно мал.
ЗОНА «РАЙОН»
Находимся ~70 км от Остакино. Вот и появились различия в антеннах.
Антенна BOSCH, хорошо справлявшаяся с работой в пределах Москвы, начала сдавать позиции. Количество станций уменьшилось. Продолжаются ложные захваты из-за гетеродинного эффекта (самовозбуждение усилителя).
У антенн IVOLGA, CHEETAH и VELAS тоже явно упало количество принимаемых станций, но пока они держатся, хотя ложные захваты тоже есть.
БУРАН идет вровень с BOSCH и чуть превосходит семейство IVOLGA, CHEETAH, VELAS. Склонность к самовозбуждению у него меньше, так как имеется ступенчатая регулировка усиления — переключатель «город-трасса». Однако сказывается наличие неэкранированного снижения. Вот бы разработчики БУРАНА сделали снижение на радиокабеле. Да цены бы ему не было бы.
ВОЛНА достаточно резко пошла вниз по количеству принимаемых станций. Вполне закономерно: это городская антенна, и не стоит ожидать от нее приема московских станций в Мурманске.
AV-17M держится на уровне БУРАНА и BOSCH. Для такой маленькой антенны — неплохо. А вот на СВ станции практически пропали.
Антенна СКАТ переключена в режим «трасса». Итог: весьма недурно — СКАТ не заметил перехода из города в район — прием чистый, уверенный. Да и станций берет больше всех.
| |
|
| |
ROADINFORMER
Вряд ли кто-то будет спорить, что самая большая проблема для столичных автомобилистов - многочисленные пробки и заторы на дорогах. Уйму времени и нервов ежедневно отнимают они у нас.
В большинстве случаев проблему можно решить, заранее выбрав маршрут объезда. Сложность в том, что о «пробке» мы узнаем, как правило, уже став ее участником. Знать бы заранее, «где соломки подстелить»...
Оказывается, теперь такая возможность есть. Достаточно установить у себя в машине чудо-прибор под названием Roadlnformer.
Roadlnformer - это планшет, который может монтироваться внутрь солнцезащитного козырька или просто лежать рядом с водителем. На устройстве изображены две схематические карты: вся Москва в переделах МКАД и центр города в пределах Садового кольца. Если возникает затруднение в движении, соответствующий участок карты начинает мигать красным светом, а если образовалась «пробка» - горит постоянно.
Свежая информация о пробках поступает в операторский центр СМИЛИНК от ГИБДД города Москвы, с камер слежения системы «Старт», а также от Московской службы спасения, Мосгортранса и других спецслужб, после чего незамедлительно передается на прибор по выделенному радиоканалу.
Тестирование, проходившее в течение двух недель, показало, что запаздывание между образованием дорожных заторов и появлением информации о них в системе составляет от 5 до 15 минут. Это очень хороший показатель.
Стоит отметить, что прибор не лишен мелких конструктивных недостатков (например, отсутствие подсветки карты, затрудняющее использование прибора ночью), но они не слишком умаляют общую ценность системы.
Единственный существенный недостаток — высокая стоимость устройства ($190 за универсальный вариант) и абонентская плата ($18/месяц). Однако, на наш взгляд, сохраненные время и нервы того стоят. Но сейчас можно сэкономить 40 у.е. при покупке Roadlnformer в сети магазинов «Техносила».
Также у СМИЛИНК есть еще один интересный продукт – SMILINK «Электронная газета». Это миниатюрный модуль, обеспечивающий прием самой разнообразной информации (в том числе о дорожных пробках) на карманный компьютер или ноутбук.
|
| |
| |
ГРАНИЦА ЗОНЫ «ОБЛАСТЬ»
Находимся в 100 км от Остакино. В «мертвой» зоне должны остаться антенны с самой крутой электронной начинкой. Сейчас узнаем, кто же тут победил.
Нельзя сказать, что BOSCH не работает в зоне «область». Но качество приема — низкое. Даже в режиме «моно» прослушивается сильный шум. Настройка на станции возможна только ручная, при этом качество сигнала даже на стоянке — недостаточно хорошее. Про прием стереосигнала говорить не приходится. Видимо, это справедливо, так как антенна BOSCH — антенна для города и ближайшего Подмосковья.
Антенны CHEETAH, IVOLGA и VELAS принимают станции только с большой мощностью передатчиков, да и то не все из них. На прием стереосигнала CHEETAH не выходит, а IVOLGA нашла всего одну станцию в стерео, да и то индикатор мигает. Неустойчиво. Настройка — только в ручном режиме. Автомат ни одной станции не захватил. VELAS оказалась на том же уровне. Антенны этой категории разумно использовать в зоне «район», где они показывают хорошие результаты.
БУРАН чуть превзошел BOSCH, но разница в одну станцию малозначительна. Правда, сигнал у БУРАНА — более чистый.
ВОЛНА практически полностью сдалась. На 88,3 МГц и 100,9 МГц в шумах прослушивается очень слабый сигнал. Можно определить только его наличие.
AV-17M пытается догнать БУРАН и ему это почти удается. А вот на СВ — тишина.
СКАТ держался молодцом. В ручном режиме принял с хорошим качеством больше всех станций. Даже в монорежиме шума нет, сигнал чистый. Ну что же, растет чувство гордости за отечественного производителя.
ПОПРОБУЙ ПОЙМАТЬ СВ
Производители BOSCH декларируют прием AM/FM, при этом частотный диапазон изделия не указан. Вообще то AM/FM — это способы модуляции: амплитудная и частотная. При этом жесткой связи модуляции с диапазоном нет. Стало быть и ожидать от антенны хорошей работы во всех диапазонах не приходится, хотя BOSCH имеет отдельный СВ канал. В городе прием средних волн — удовлетворительный, правда, с большими помехами от транспорта. За городом прием в этом диапазоне становится чище, но на дальности 30—40 километров станции начинают пропадать. Еще один довод в пользу утверждения о том, что BOSCH — антенна для работы в ближнем Подмосковье.
CHEETAH и IVOLGA заверяют нас, что предназначены для работы только в диапазоне метровых волн. Антенна VELAS вообще не указывает свой диапазон. Несмотря на это, все эти антенны имеют однокаскадные усилители СВ диапазона. Однако в городе прием в СВ возможен и на шлейф снижения, при этом питание усилителей можно отключить. Все перечисленные антенны принимают СВ, но дальностью и качеством приема не блеснули.
Антенна ВОЛНА уверяет нас, что примет все диапазоны: УКВ, СВ, ДВ, FM, АМ (так в оригинале). На деле все гораздо скромнее. Хорошая работа на УКВ обеспечивается до середины зоны «район». Отдельного канала СВ антенна не имеет, прием возможен только на шлейф снижения как на простой провод.
На упаковке AV-17M «УРАЛ» указано, что антенна позволяет принимать сигнал в УКВ и СВ. Это не совсем так. В городе прием СВ еще возможен, но за городом сигнал слабеет прямо на глазах.
БУРАН обещает нам прием на всех длинах волн. Он, как и BOSCH, VELAS, CHEETAH и IVOLGA, имеет отдельный канал усиления для СВ диапазона. В городе на СВ прослушиваются некоторые шумы, за городом — прием удовлетворительный, но после 50–60 километров станции постепенно пропадают.
СКАТ заявляет, что предназначен для приема FM, УКВ, АМ. Это полностью соответствует реальности. Именно на эти диапазоны и настроен усилитель. Станции принимаются практически без шумов, как в городе, так и на максимальной дальности.
Если говорить вообще о приеме на средних и длинных волнах, пожалуй, придется признать, что сейчас почти никто станции в этих диапазонах не слушает. Имеется в виду прием в автомобиле. На FM и УКВ качество приема — гораздо выше, да и количество самих станций — около пятидесяти. Так что отсутствие приема на этих диапазонах — скорее всего не недостаток.
ЦЕНЫ И ОЦЕНКИ
СКАТ
Достоинства: СКАТ — универсальная антенна.
Обеспечивает максимальную дальность приема сигнала из всех проверенных антенн. Уверенная работа во всех зонах. Работает при падении напряжения до 7 вольт. Применяются современные сверхвысокочастотные микросхемы, что обеспечивает покупателю гарантированное качество любого образца, высокую долговечность. Прием на средних волнах — практически без шумов. Есть переключатель «город-трасса», что делает антенну универсальной для поездок по любым маршрутам, при этом включенный режим индицируется светодиодами своим цветом. Качественная защита от помех. Снижение на магнитолу выполнено высокочастотным кабелем, что существенно уменьшает воздействие помех и снижает потери сигнала при передаче. Продается собранной, на установку уходит до 20 минут.
Изготовитель предоставляет реальные гарантийные обязательства.
Недостатки: корпус антенны можно бы и уменьшить раза в полтора-два. Цена выше, чем у большинства рассмотренных антенн.
Цена: от 390 до 440 руб., цена соответствует качеству изделия.
БУРАН
Достоинства: БУРАН — антенна для работы в городе и на удалении до 60–70 километров. Устойчива к самовозбуждению, так как имеет ступенчатую регулировку усиления. Отдельный канал для приема средних волн позволяет принимать станции этого диапазона в городе и ближайшем Подмосковье. Достаточно простая установка на автомобиль. Известный производитель, есть его адрес, телефоны. Недостатки: шлейф снижения позволяет части помех попадать на вход магнитолы. Шлейф — светло-серого цвета. Не гармонирует с большинством обивок салонов отечественных автомобилей. Цена: от 320 до 390 руб. Цена соответствует возможностям антенны.
|
|
BOSCH
Достоинства: BOSCH — антенна для работы в городе и на небольшом удалении от него. Достаточно хорошо работает в городе (даже без подачи питания), неплохо — до дальности 30—40 километров от МКАД. Хорошая комплектация. Отдельный канал для СВ.
Недостатки: имеет недостаточную чувствительность для работы в зоне «область», почти не защищает магнитолу от шумов и тресков, особенно в городе. При приеме сигнала в городе и в зоне «район» имелись ложные захваты, то есть усилитель в антенне самовозбуждался. Антенна поставляется в разобранном виде. Собирать ее должен покупатель перед установкой. Установка усложнена. Нет инструкции на русском языке. Не приводятся параметры антенны. Производитель неизвестен. Неоправданно большое потребление тока от бортовой сети автомобиля.
Цена: от 390 до 440 руб. Цена явно завышена.
VELAS, IVOLGA и CHEETAH
Достоинства: VELAS, IVOLGA, CHEETAH — антенны для работы на небольшом удалении от города. Те же, что и у BOSCH: вполне прилично работают в городе, IVOLGA — несколько лучше (даже без подачи питания), хорошо — до дальности 50—60 километров от МКАД. Неплохие антенны для приема сигналов в ближнем Подмосковье.
Недостатки: по результатам наших испытаний эти антенны на большой дальности хорошего приема не обеспечивают. От помех в городе практически не защищают. При приеме сигнала в городе и в зоне «район» имелись ложные захваты, то есть усилители в антеннах самовозбуждались. Их общая беда — снижение на магнитолу сделано плоским неэкранированным кабелем, отсутствует регулировка усиления. Антенны поставляются в разобранном виде. Собирать их должен покупатель перед установкой. Установка требует времени и некоторой квалификации. Имеются ошибки в инструкции. Реквизиты производителя для предъявления претензий в наших образцах отсутствували.
Цена: от 300 до 360 руб. По нашему мнению, производитель запрашивает чуть завышенную цену за комплектацию и качество приема.
URAL AV-17M
Достоинства: URAL AV-17M — антенна для работы в городе и на небольшом удалении от него. Удачная конструкция корпуса и антенного полотна. Легко и быстро крепится. Устойчиво работает в городе и в районе. Принимает станции FM и УКВ диапазона, СВ с достаточно хорошим качеством — только в городе. Привлекательная цена.
Недостатки: на СВ прием слабый.
Цена: от 185 до 200 руб. — хорошая цена.
ВОЛНА
Достоинства: ВОЛНА — типичная городская антенна. Имеет регулятор усиления, что позволяет исключить самовозбуждение. Во время испытаний не было ни одной попытки к самовозбуждению. Простота в установке. Используется оригинальное антенное полотно, повышающее потребительские свойства антенны.
Недостатки: снижение на магнитолу сделано телефонным кабелем. Нет защиты от помех. Низкое усиление, но для городской антенны это не страшно. Нет защиты от влаги и пыли.
Цена: от 85 до 90 руб. Цена соответствует качеству.
ИТОГИ
Итак, все антенны показали неплохие результаты. У каждой выявилась своя индивидуальность и область применения. У каждой обнаружились плюсы и минусы. Мы предложили свой подход к оценке антенн. Выбор за вами.
|