По ходу проведения теста, который мы проводили на базе испытательного центра «РОСХИМТЕСТ», оценивались следующие свойства полиролей: внешний вид автополироли, способность полироваться, оценивались блеск фрагмента лакокрасочного покрытия до и после полировки, липкость поверхности после полировки, смываемость и светостойкость покрытия.
Контроль блеска проводили согласно ГОСТ 896?69 «Материалы лакокрасочные. Фотоэлектрический метод определения блеска» с помощью Блескомера ФБ-2. В качестве проверочной пластинки блескомера служит темное увиолевое стекло, блеск которого по этому прибору равен 65%.
Липкость покрытия после полировки оценивали по п.3.6 ГОСТ 19007?73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания» методом определения высыхания покрытия до степени 1 при посыпании на отполированную поверхность стеклянных шариков диаметром 100–355 мкм сразу по окончании процесса полировки.
Для определения смываемости защитного покрытия использовалась методика, предусмотренная ГОСТ Р 52020?2003 «Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. ОТУ». С помощью смоченной в моющем растворе губки отполированные поверхности образцов подвергались двум видам воздействия. Первый этап — 20 секунд воздействия моющего раствора при 20 возвратно-поступательных циклах движения губкой, имитирующей процесс разовой мойки автомобиля. Второй этап — воздействие моющего раствора в течение 20 минут по ГОСТ 9.403 (метод 1), в том числе 60 возвратно-поступательных циклов движения губкой на протяжении 1 минуты. В сумме два цикла проверки смываемости образованного полиролью защитного покрытия должны были имитировать среднее количество ручных моек, которые проходит автомобиль за двухмесячный период.
Для проверки светостойкости покрытий полироли образцы прошли испытания по ГОСТ 21903?76 (метод 2) «Материалы лакокрасочные. Методы определения условной светостойкости» в аппарате искусственной погоды «Везерометр Ci 3000+» (фирма «Атлас», США) с интенсивностью УФ-излучения ксеноновой лампы (35±1) Вт/м2 в течение 9 часов, что ориентировочно имитирует воздействие солнечного света в течение 2 месяцев эксплуатации автомобиля в условиях умеренного климата.
Для сравнения были подвергнуты испытаниям на воздействие моющего раствора и светостойкость образцы исходного покрытия автомобильного комплекса, не обработанные автополиролью.
Результаты испытаний на смываемость и светостойкость контролировали по изменению блеска покрытий и оценивали визуально по ГОСТ 9.407?84 «Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида».
Все испытания проводились на пластинках с образцами лакокрасочного покрытия (окрашенного по системе база + лак), которые были вырезаны из одного куска крыши легкового автомобиля.
PINGO Hi-Sheen paste wax
Первым номером в нашем списке стоит автомобильная полироль Hi-Sheen paste wax немецкой компании PINGO, предназначенная для ухода за любыми типами окрашенных поверхностей, в том числе и типа «металлик».
Внешне а/п PINGO представляет собой пасту полужидкой консистенции светло-кремового цвета с едва уловимым запахом.
При нанесении на лакокрасочную поверхность никаких трудностей не возникло с распределением состава полироли по поверхности и последующей его полировкой.
По окончании процесса полировки измеряем блеск полученной глянцевой поверхности. Результат: показатель блеска поверхности равен его эталонному значению.
Далее приступаем к испытанию показателя липкости поверхности полученного защитного слоя. Высыпанные на блестящую поверхность мелкие стеклянные шарики, мягко шурша, дружно ссыпаются в подставленную для них емкость, не оставляя на поверхности никаких следов, — отличный результат. В протоколе испытаний в графе «Липкость поверхности после полировки» напротив полироли PINGO, появляется запись — степень высыхания 1 (не липнет). Повторный замер блеска поверхности после полировки показывает увеличение значения данного показателя на 6 единиц.
Ну что ж, для начала не так уж плохо, получается, что обработка поверхности автомобиля с помощью полироли компании PINGO, во-первых, значительно улучшает декоративные свойства его л/к покрытия, а во-вторых, можно не опасаться, что свеженанесенный слой полироли немедленно станет впитывать в себя все виды дорожной грязи.
Далее наступает черед двухэтапной проверки стойкости полученного защитного покрытия к истиранию и моющему раствору. После проведения первого, короткого цикла мокрого истирания произошло незначительное увеличение блеска лакокрасочного покрытия — на 1 единицу. После второго этапа мокрого истирания, продолжавшегося в течение 20 минут, измерение блеска покрытия не показало никаких изменений его исходного значения. Ознакомившись с этими цифрами, невольно начинаешь задумываться о тех вполне осязаемых выгодах, что заключает в себе ручной вид мойки автомобиля. Попробуйте ответить на такой простой вопрос: «Как вы предпочитаете купаться: принимая теплый душ или под струей душа Шарко?»…
На заключительный пункт испытаний — проверку светостойкости покрытия — мы возлагали особые надежды, и вот почему. Состав большинства современных автомобильных полиролей представляет собой сложную смесь восковых и силиконовых соединений. Из общего числа факторов, оказывающих разрушительное воздействие на формируемый ими защитный слой, выделяют два наиболее губительных — дорожная грязь и ультрафиолетовое излучение.
Поместив на 9 часов образцы защитных покрытий в аппарат искусственной погоды, мы с его помощью имитировали воздействие на образцы солнечного света, приблизительно соответствующее двум месяцам эксплуатации автомобиля в условиях умеренного климата. По истечении 9 часов визуальный осмотр пластины, обработанной составом полироли компании PINGO, не выявил на ее поверхности никаких изменений, в отличие от «блескомера», который отметил пусть небольшое, но все же снижение на 2 единицы блеска покрытия.
DIAX King soft
Под вторым номером в нашем списке числилась автомобильная полироль, прибывшая к нам из Страны восходящего солнца, King soft производства компании DIAX. Состав полироли King soft рассчитан для работы со всеми видами окрашенных поверхностей, включая поверхности типа «металлик».
Внешне полироль выглядит как густая пастообразная масса серого цвета. Состав пасты легко наносится и полируется.
Проведенное по окончании полировки измерение липкости поверхности защитного слоя позволило, как и в первом случае, в соответствующей графе сделать запись: степень 1 (не липнет).
Полной неожиданностью для нас стал результат измерения блеска л/к покрытия, проведенного после полировки. Как оказалось, обработка лакокрасочной поверхности составом японской полироли никак не отразилась на показателе значения ее блеска.
Испытание устойчивости защитного слоя к воздействию на него мокрого истирания привело к следующим результатам. По окончании первого цикла истирания защитный слой утратил одну единицу (1) блеска и еще минус три (3) единицы от исходного значения блеска пластины после второго.
Испытания, которым подвергся слой полироли в аппарате искусственной погоды, тоже не прошли даром. В среднем каждые три часа пребывания по ту сторону дверей аппарата обходились DIAX в одну единицу блеска, итого трех единиц как не бывало.
Не знаю, как вас, а лично меня всегда восхищала присущая японцам решимость продолжать борьбу до самого конца, даже в том случае, когда начало такого предприятия уже не сулит ничего хорошего. Поэтому надо признать, что на этот раз полироль King Soft в рамках неудачных для нее испытаний явила образец настоящего японского характера.
TURTLE WAX Т5
Следующей в нашем списке следовала автомобильная полироль производства хорошо известной каждому автолюбителю американской компании TURTLE WAX с аббревиатурой Т5.
Внешне состав Т5 представляет собой мягкую пасту светло-желтого цвета с приятным легким запахом.
Произведя контрольный замер блеска обрабатываемой поверхности, приступаем к работе с «черепашкой»
При нанесении состав пасты легко распределяется по площади обрабатываемой поверхности, но в процессе полирования ее состав становится вязким. Поэтому для получения равномерного блеска по всей площади поверхности потребовалось приложение некоторых дополнительных усилий.
По окончании процесса полировки измеряем липкость поверхности, проведенная проверка не принесла никаких неожиданностей — и на этот раз липкость поверхности полученного защитного слоя не вызывает никаких нареканий: степень 1 (не липнет).
В то же время при сканировании обработанной поверхности наш «блескомер» зафиксировал прирост блеска до эталонного значения этого показателя.
Проведение двух циклов испытания устойчивости полученного защитного покрытия к мокрому истиранию выявило следующее: после первого короткого цикла истирания наблюдалось снижение блеска на три единицы от его исходного значения, а по окончании второго цикла аналогичный показатель был выражен двумя единицами со знаком минус.
А вот, что надо отметить особо, так это способность состава «черепашки» прекрасно справляться с негативным воздействием ярких солнечных/ультрафиолетовых лучей. За условный двухмесячный период эксплуатации состав «черепашки Т5» не поступился ни единой долей процента своего блеска. Больше ни одному составу из тестируемых полиролей не удалось пройти без потерь данный вид испытаний. Вот такая «черепашка»: не любит воду, зато не прочь понежится под солнышком.
ABRO Super Gold
Четвертый порядковый номер в нашем тесте был присвоен автополироли Super Gold производства американской компании ABRO. Полироль предназначена для работы со всеми видами лакокрасочных покрытий, в том числе типа «металлик». Внешне состав полироли выглядит как паста мягкой консистенции лимонно-желтого цвета с легким запахом.
Состав пасты легко распределяется по обрабатываемой поверхности, но до получения ровной глянцевой поверхности полируется с трудом.
Впрочем, труд не потрачен впустую. Измерение липкости поверхности показало, что данный параметр у полученного защитного слоя вполне соответствуют предъявляемым к нему требованиям, итог — степень липкости 1 (не липнет).
Измерение блеска поверхности показало прирост этого показателя до его эталонного значения.
Далее наступает черед двухэтапных водных процедур. По окончании первого короткого этапа мокрого истирания поверхность потускнела на одну (1) единицу. Второй, двадцатиминутный этап мокрого истирания окончился с тем же результатом — блеск поверхности уменьшился на всю ту же одну (1) единицу.
Заключительный этап испытаний — светостойкости защитного покрытия — не принес никаких неожиданностей. Произошло незначительное, все на ту же (1) единицу, изменение блеска лакокрасочного покрытия в сторону его уменьшения. Пройдя все испытания, автополироль Super Gold сделала серьезную заявку на получение места в призовой тройке нашего тестирования.
DOCTOR WAX «Очищающая
полироль-защита»
Под пятым номером в нашем тесте следует еще одно прибывшее к нам из-за океана средство — «Очищающая полироль-защита для новых покрытий» компании DOCTOR WAX.
Полироль предназначена для работы со всеми типами лакокрасочных покрытий, в том числе и л/к покрытий типа «металлик». В числе прочего в состав полироли включена композиция из воска и полимеров.
Внешне полироль представляет собой полужидкую пасту мягкой консистенции кремового цвета.
Состав полироли очень удобен в работе, легко наносится и мгновенно полируется до зеркального блеска.
Проверка степени липкости поверхности полученного защитного покрытия показала, что этот показатель равен степени 1 (не липнет).
Блеск отполированной поверхности лакокрасочного покрытия соответствует эталонному значению этого показателя. При этом сам процесс полировки не потребовал приложения каких-то особых усилий, что само по себе тоже является хорошим результатом.
Теперь наступает очередь проверки полученного блеска л/к покрытия на его умение противостоять оказываемому на него воздействию мокрого истирания и ультрафиолетового излучения.
Первый этап мокрого истирания снизил блеск покрытия на 2 единицы, после окончания второго этапа истирания в показаниях «блескомера» мы недосчитались все тех же двух единиц блеска.
А вот девятичасовое пребывание в лучах ксеноновой лампы явно не пошло на пользу нашему «доктору». Получение ультрафиолетового загара стоили ему четырех (4) единиц блеска. По сравнению с аналогичным показателем предыдущих участников теста это самые большие из зафиксированных нами потерь блеска покрытия, вызванных оказанным на него воздействием УФ-излучения.
FORMULA 1 «Paste Wax Formula 1»
Под шестым номером выходит следующий участник нашего тестирования — автополироль FORMULA 1 производства одноименной американской компании. Полироль предназначена для работы со всеми видами лакокрасочных покрытий, в том числе и с покрытиями типа «металлик».
Внешне полироль выглядит как желеобразная паста светло-желтого цвета с легким, едва уловимым запахом. При работе паста легко наносится и очень легко полируется до зеркального блеска. Блеск лакокрасочного покрытия, обработанного составом FORMULA 1, соответствует его эталонному значению.
Измерение липкости полученной поверхности после полировки показало степень липкости 1 (не липнет).
Оба этапа испытания на стойкость к мокрому истиранию покрытие выдержало достаточно успешно, и в первом, и во втором случае потери блеска составили всего одну единицу.
Теперь от успешного завершения всей дистанции FORMULA 1 отделяет всего один, но, как показывает практика, очень опасный поворот — испытание сформированного полиролью покрытия на стойкость к ультрафиолетовому излучению. К великому огорчению всех ее болельщиков, на этом повороте неумолимый «блескомер» снимает с FORMULA 1 четыре очка. Обидно вдвойне, если принять во внимание, что FORMULA 1 находилась всего в одном шаге от нашего подиума.
PORZELACK Porzelack’O’
Под седьмым номером тест проходит еще одно немецкое средство, автомобильная полироль Porzelack ‘O’. Полироль совместима со всеми типами лакокрасочных поверхностей, включая поверхности типа «металлик».
Внешне состав полироли представляет собой слегка рассыпчатую массу светло-коричневого цвета с едва уловимым запахом. При нанесении на обрабатываемую поверхность некоторая сухость полироли привела к рассыпанию ее состава на отдельные крупинки, обстоятельство, создавшее определенные трудности при работе с ней, непосредственно сам процесс полировки требует приложения заметных усилий. Но надо признать, что эти усилия не были потрачены даром. На этот раз, как и в случае со всеми остальными составами полиролей, участвующих в нашем тесте, «блескомер» отметил увеличение блеска обработанной поверхности до его эталонного показателя.
Проверка липкости воскового защитного слоя не принесла никаких неожиданностей, в итоге традиционная для нашего теста оценка — степень липкости 1 (не липнет).
Что касается смываемости защитного слоя под воздействием мокрого истирания, то результаты этих двух этапов в точности соответствовали результатам, полученным при испытании состава полироли TURTLE WAX. Соответственно, минус три единицы блеска после первого цикла и минус две единицы после второго. Но в отличие от «черепашки», которая без потерь преодолела последний барьер наших испытаний, Porzelack ‘O’ не смогла повторить ее абсолютного результата, и в итоге две единицы блеска были потеряны.
LIQUI MOLY Lack-glanz-creme
Замыкает наш тест третий представитель Германии, полироль Lack-glanz-creme компании LIQUI MOLY. Полироль рассчитана на нанесение защитного воскового слоя на все виды лакокрасочных покрытий, в том числе и покрытий типа «металлик».
Внешне полироль представляет собой медообразную пасту светло-кремового цвета со слабым, но несколько резким запахом.
В работе полироль очень удобна, ее состав легко наносится и легко полируется до зеркального блеска. Измерение степени блеска лакокрасочного покрытия после его обработки составом полироли показало, что блеск соответствует его эталонному значению.
Но вот что действительно нас приятно удивило, так это то, что по итогам двух циклов испытаний лакокрасочного покрытия на устойчивость к воздействию мокрого истирания и в первом, и во втором случае «блескомер» отметил прирост блеска лакокрасочного покрытия на 3 единицы!
Испытания защитных свойств полироли Lack-glanz-creme в аппарате искусственной погоды также продемонстрировали неплохую способность полироли противостоять УФ-излучению. За девять часов блеск обработанного с ее помощью покрытия снизился всего на одну (1) единицу.