На втором месте — скрытность: все составляющие охранного комплекса «в сборе» должны составлять единое целое и не выдавать постороннему взгляду истинного противоугонного потенциала, лучше, если будет наоборот.
Ну и на третьем — стоимость. Компоненты должны быть недорогими (сами понимаете, финансовый вопрос занимает отнюдь не последнее место, и в то же время совсем не хочется прославиться, как один достаточно известный установщик, у которого угнали личный автомобиль).
Первым делом выбрали сигнализацию. Задачи стоять насмерть перед угонщиками ей не ставили, решено было не подключать даже блокировку двигателя. Так что выбор сигнализации Steel Mate 838G основан прежде всего на таких параметрах, как надежность, удобство управления, помехозащищенность радиоканала, ну и, конечно же, дизайн брелоков. Вместе с тем у системы раздельное управление постановкой/снятием с охраны, контроль периметра и возможность дооснащения датчиком перемещения и объема.
Современные реалии таковы, что назвать охранный комплекс полноценным без установки независимого иммобилайзера просто язык не поворачивается, как современный коттедж без дизельной электростанции. В нашем же случае ситуация усугублялась тем, что штатным «обездвиживателем» автомобиль не оснащен, а заводская сигнализация отключается простым включением зажигания на 30 секунд. Поэтому самая большая ответственность возлагалась на иммобилайзер и GSM-систему. Именно им предстояло решать противоугонные, противоразбойные и большинство сервисных задач.
Следуя идеям скрытности и удобства пользования, при выборе иммобилайзера сразу отмели системы с кодонаборниками, таблетками «touch memory» и прочими идентификаторами, наличие которых в салоне может рассказать угонщику о типе установленной защиты. Таким образом, самым оптимальным решением стал транспондерный иммобилайзер Sobr-Stigma-01 с активной меткой радиусом действия до полутора метров. В активе противоугонной системы оригинальный динамический алгоритм кодирования радиоканала активной метки, а также работа со специальным цифровым реле. В этом реле, несмотря на всю миниатюрность, заключено немало современных технологий. Это и передача сигнала по штатной проводке, и динамическое кодирование команд от центрального блока к реле, исключающее копирование, и подбор кода «жучками». Если же центральный блок удалить или поставить помеху, то реле сразу блокируется, защищая автомобиль. Еще одна изюминка — встроенный в реле датчик движения. С таким датчиком работа двигателя блокируется только при начале движения автомобиля. Когда автомобиль неподвижен — блокировка отсутствует, а, следовательно, и вычислить ее не удастся. Ну а нам такое реле поможет безбоязненно поставить турботаймер.
Теперь осталась одна задача — организовать обратную связь с автомобилем, причем наиболее критично стоял вопрос о радиусе действия канала управления: тех нескольких сот метров действия, что предлагают большинство двухсторонних систем, решительно не хватало. В итоге остановились на GSM-сигнализации Sobr-GSM 100. Стоит сказать, что именно этот компонент в итоге стал венцом охранного комплекса, выполняя охранные, противоугонные, противоразбойные и сервисные функции, но обо всем по порядку.
Охранные функции. Точно так же, как и сигнализация, Sobr-GSM 100 контролирует периметр автомобиля, включая зоны дверей и капота/багажника и датчика удара. Плюс к этому система имеет собственный датчик положения, реагирующий на движение или изменение положения автомобиля в пространстве. Этот датчик имеет и выход, который можно подключить к внешней сигнализации. Если в режиме охраны какая-либо из зон будет потревожена, система последовательно будет звонить на 3 запрограммированных номера либо отсылать SMS-сообщения. В обоих случаях будет сообщена конкретная причина тревоги.
Противоугонные и противоразбойные функции. Система имеет собственную блокировку двигателя, которая в обычном режиме не активирована и соответственно ничем себя не выдает. Но в случае разбойного нападения, кражи ключей или других случаев угона владелец всегда имеет возможность по телефону остановить двигатель и насладиться эмоциями угонщиков, используя функцию прослушки салона автомобиля.
Не обделена система и сервисными возможностями. С мобильного телефона можно в любой момент проверить статус Sobrа, напряжение в бортовой сети и температуру воздуха в салоне автомобиля. Также с телефона можно управлять запуском двигателя и дополнительным устройством, например, предпусковым подогревателем, и закрывать или открывать двери, если по какой-либо причине ключей и брелока сигнализации не оказалось рядом.
Наконец-то все компоненты собраны — пора выбирать установочный центр, где могли бы максимально качественно установить данный охранный комплекс. Хотя, если честно, над выбором долго не думали. Вот уже несколько лет весь личный и большинство редакционного автотранспорта работников нашего журнала, машины друзей и знакомых получают защиту в московской компании «Меорида», и этим фактом мы довольны на сто процентов. А различного рода научные эксперименты по проверке уровня профессионализма других установочных центров проверяем на редакционном автопарке — машина казенная, значит, душе спокойней.
Так как и этот автомобиль принадлежит к разряду личного транспорта, то и сомнительных альтернатив искать не стали, а положили в багажник собранный охранно-противоугонный комплекс, и айда на Открытое шоссе, где специалисты «Меориды» любезно согласились воплотить идею в «металл».
Уточнив некоторые детали и помахав на прощание ручкой, оставили «Таракана» на растерзание специалистам. Хотя нет, все-таки начальный этап установки охранного комплекса — разборку салона автомобиля — нам удалось запечатлеть на фотокамеру, а вот дальше — табу. Очень любезно и ненавязчиво нам дали понять, что установка продолжится только после нашего отбытия восвояси. И за это ребятам отдельная благодарность. Ведь в противном случае журналистская сущность все равно взяла бы вверх, и тогда на страницах журнала появились фотографии мест установки реле блокировок, блоков сигнализации, иммобилайзера и т.д. А это уже попахивает саботажем.
Три дня провели в томительном ожидании. Долго? На самом деле нет. Это вам не салонная установка, где сигнализацию устанавливают на не самый простой автомобиль за 1 час (сам был свидетелем). Во время фотосъемки краешком глаза удалось подглядеть процесс инсталляции 50-долларовой сигнализации (на ней настоял хозяин) на достаточно дорогой внедорожник. Так вот, там сирена устанавливалась во внутреннюю полость крыла, доступ в которую можно получить, только разобрав половину передней части автомобиля, да и то если угонщику взбредет в голову снять бампер фары и т.д.: ему придется долго повозиться — сирена замурована специальным прочным компаундом. Про центральный блок я вообще молчу: при взгляде на полностью разобранный салон новенького внедорожника сердце кровью обливалось. А вы говорите, долго.
Как и следовало ожидать, инсталляция прошла без сучка и задоринки, и вот уже четвертый месяц автомобиль, а следовательно, и охранно-противоугонный комплекс наматывает свои километры и моточасы.
За это время к системе уже выработалась некоторая привязанность, и вызвана она прежде все тем, что контролировать автомобиль и управлять им стало существенно удобнее. Так, каждым холодным весенним утром с телефона включаю автономный предпусковой подогреватель. Метка иммобилайзера, помещенная в книжечку с документами и правами, здорово исправляет забывчивость: если забыл дома «права», то автомобиль не тронется с места, а если поехал — значит, все бумаги с собой. А уезжая в командировку, всегда могу проконтролировать состояние автомобиля, уровень зарядки АКБ и даже температуру в салоне. И вместе с тем для глаз окружающих доступен только стильный брелок недорогой односторонней сигнализации. И меня такая ситуация устраивает на 100%.