www.autodela.ru — все об автозапчастях и дополнительных аксессуарах

Начало
Начало Контакты Карта сайта




Шумоизоляция автомобиля

УСЛЫШАТЬ ТИШИНУ...

Когда меня ты позовешь,

Боюсь, тебя я не услышу…

(Из песни С. Кузьмина)

 

При выборе автомобиля, особенно недорогого, наличие и объем шумоизоляции редко является определяющим фактором. Но в процессе эксплуатации негативное влияние шумов, вибраций и скрипов в салоне может перекрыть все его достоинства.

Любой автомобиль заключает в себе массу источников шумов разного характера. Если в автомобилях бизнес-класса шумоизоляции и комфорту уделяют достаточно внимания, то в более доступных моделях штатной защиты от шума не всегда хватает. Поэтому нередко отзывы владельцев народных автомобилей содержат упреки в недостаточной звуковой изоляции и наличии «сверчков». Для отечественных машин эта проблема еще более актуальна.

К ее решению разработчики подходят с разных сторон. Наибольшее распространение получил метод дополнительной обработки автомобиля специальными материалами. Благо сегодня выбор материалов, равно как и фирм, предлагающих провести комплексную обработку автомобиля, предостаточно. Операция эта не сложная технически, но весьма трудоемкая, потому что для такой обработки придется разобрать весь салон и снять все декоративные обшивки. Соответственно цена за обработку всего кузова не всем будет по карману. В зависимости от поставленных задач можно выполнить либо частичную обработку отдельных элементов, либо, наоборот, усиленную обработку всех панелей кузова.

Выполнение шумоизоляции представляет собой оклейку поверхностей кузова специальными материалами, различными по своей структуре. Если штатная обработка произведена с должным качеством, без вздутий и отслоений, то дополнительные листы наклеиваются поверх штатных. Если же заводская обработка не прилегает к поверхности должным образом, то ее частично либо полностью удаляют.

Все звуки-раздражители в автомобиле можно разделить на два класса в зависимости от типа источника звука: шумы и вибрации. Так, двигатель, трансмиссия, шины и внешняя среда создают шумы, которые слышны пассажирам в салоне. Вибрации кузовных панелей и деталей отделки салона возникают вследствие передающихся колебаний от систем автомобиля и ударов от неровностей дорожного покрытия. Бороться с ними необходимо комплексно. Для борьбы с каждым типом раздражителей применяются собственные материалы.

ВИБРАЦИИ


Для борьбы с вибрациями разработа-ны специальные материалы — вибро-демпферы. Поскольку вибродемпферынаклеиваются на поверхность первыми,с них и начнем.Те, кто видел такие материалы вжи-вую, наверняка обратили внимание нато, что они достаточно тяжелые. Это свя-зано с принципом их работы. Наклеиваятакой материал на панель кузова, мыутяжеляем ее. При этом порог возникно-вения вибраций повышается, так как тя-желый лист раскачать сложнее, нежелилегкий. Кроме вибраций эта группа мате-риалов уменьшает низкочастотный шум.Другая особенность виброизоляционных материалов — их структура.Эти материалы вязкие, и энергия виб-рации, приходящаяся на обработанный участок, преобразовывается в теп-ловую энергию. Эффективность этогопроцесса характеризуется величиной,называемой коэффициентом механи-ческих потерь. Эта величина зависит отнескольких факторов: как свойств само-го материала, так и состояния окружающей среды. Летом, когда на улице по-рядка 20 градусов подавление колебаний будет происходить более эффективно.Внешний слой вибродемпферов час-то выполнен из фольги, на которую, какправило, наносятся логотипы производителя. Но нанесение логотипов, как вы понимаете, совсем не главная задача этогослоя. Это покрытие обеспечивает защиту, препятствует разрушению материала и улучшает его демпфирующие свойства.




Вибродемпферы закрепляются на поверхности с помощью специально разработанных клеевых составов. Как правило, для повышения адгезии перед наклеиванием материал разогревается специальным строительным феном. Разогрев материала при наклеивании также необходим для обеспечения стопроцентного контакта на сложных криволинейных поверхностях. Конечно, перед оклейкой поверхность должна быть протерта и обезжирена.

Принципиально все вибродемпферы схожи, но у каждого производителя есть несколько альтернативных вариантов для обработки одних и тех же кузовных панелей. Сделано это для того, чтобы в зависимости от поставленных задач и марки автомобиля получить наилучший результат. Ведь чем толще материал, тем сложнее установщикам закреплять панели салона на своих местах. Чем масса материала больше — тем тяжелее придется дверным петлям, что будет актуально в автомобилях с большими дверями подобно ВАЗ-21083

Также при подборе комплекта материала следует учитывать температурный режим работы. Так, например, температуры кузовных панелей в автомобиле разные, и если для салона и багажника этим можно пренебречь, то при обработке моторного щита об этом необходимо помнить.

ШУМЫ

Шумы по своей сущности принципиально отличны от вибраций, поэтому шумопоглотители имеют мало общего с вибродемпферами. Принцип работы шумопоглотителя заключается в том, что звуковая волна, попадая в слой материала, переходит из ячейки в ячейку и постепенно затухает. Чем толще будет материал, тем эффективнее будет его работа.

Величина, которая определяет эффективность работы материала, называется коэффициентом звукопоглощения. Вычисляется она как отношение поглощенной звуковой энергии к падающей звуковой энергии.

Шумопоглотители внешне очень схожи с поролоном, но поскольку структура поролона принципиально отлична, его использование в качестве шумопоглотителя даст значительно меньший эффект.

Лицевая сторона шумопоглотителей покрывается блестящей пленкой. Ее функции сходны с функциями фольги у вибродемпферов: сохранить материал и не дать проникнуть в него посторонним жидкостям. Из-за своей структуры шумопоглотители подвержены воздействию влаги и других веществ, сопровождающих эксплуатацию автомобиля. Защитная пленка эта теоретически полностью звукопроницаема, в противном случае звуковая волна просто не пройдет внутрь материала.

Для выполнения бескомпромиссной обработки принято использовать несколько слоев материалов, наложенных один на другой: кузов — вибродемпфер — шумопоглотитель — вибродемпфер. Такой «сандвич» можно проложить по полу салона и в районе моторного щита.

Закрепленная согласно всем правилам изоляция является и антикоррозийной защитой для закрываемых поверхностей, так как благодаря отличной адгезии не пропустит влагу к металлу. Для достижения наилучшего результата целесообразно обработать антикоррозионным составом металл по периметру наклеенных листов. Если же вы совместите процесс антикоррозийной обработки и наклеивания изоляции, то сможете сэкономить время и деньги, так как процесс разборки-сборки салона не потребуется делать дважды.

От теории к практике

Стоит ли тратить на шумоизоляцию средства и силы, каждый решает для себя. Из собственного опыта можем сказать, что, сделав полную обработку автомобиля, вы, безусловно, почувствуете разницу. Но эффект может показаться недостаточным. После нескольких дней эксплуатации обработанного автомобиля аналогичная необработанная машина покажется вам настоящей «погремушкой», и сомнения в целесообразности потраченных средств сразу отпадут.

В ближайших номерах журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» будут приведены практические рекомендации по обработке кузовных панелей вибродемпферами и шумопоглотителями, что поможет вам выполнить обработку своего автомобиля и избежать ошибок.

Для обработки автомобилей и нами был выбран материал бренда KICX. Причин для этого было несколько. Во-первых, материалы KICX предназначены исключительно для профессиональной установки в условиях студии. Они разрабатывались именно для профессиональных инсталляторов, которые имеют достаточный опыт работы и стремятся к достижению максимального результата. Поэтому встретить их в розничной продаже практически невозможно.

Материалы бренда KICX имеют оптимизированные до реального максимума характеристики. Так коэффициент механических потерь материала EXTREME4, который был отобран для обработки пола салона, моторного щита и частично дверных панелей равен 0,4, что является очень высоким показателем среди подобных материалов.

Более тонкий вибродемпфер EXTREME2 также достаточно эффективен (КМИ=0,28) но при этом его масса более чем в два раза меньше, что очень важно при обработке дверей.

Серия вибродемпферов EXCLUSIVE сравнительно легко закрепляются на поверхностях сложных форм. Причем разогревать их феном при монтаже не требуется, что упростит инсталляцию без уменьшения общего эффекта. Для снижения уровня шума в тестовых автомобилях были использованы шумопоглотители серии ExtraBlock.

УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ

Тишина и комфорт в салоне для покупателей автомобилей представительского класса крайне важны. Понимая это, производители помимо совершенствования известных технологий разрабатывают новые. Так, например, один из подходов к снижению уровня шумов в салоне основан на их подавлении с помощью штатных динамиков аудиосистемы. Отслеживая уровень и характер шумов с помощью нескольких микрофонов, система посылает сигнал динамикам, и они выдают сигнал, аналогичный выявленному, но развернутый по фазе. Таким образом два сигнала компенсируют друг друга и уровень шума в салоне значительно уменьшается. Например, по заявлениям разработчиков автомобиля Honda Legend последнего поколения, используя этот метод, удалось уменьшить уровень шума в салоне на 10 дБ!

 

Антон ИВАНОВ

 



Дополнительная информация



Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашим интернет АУКЦИОНОМ!
Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!



Отзывы пользователей

Свой отзыв оставил:

Рафис
статья правильная, а вот это
"Когда меня ты позовешь,


Боюсь, тебя я не услышу…" слова В.Кузьмина


(Из песни С. Кузьмина)

Свой отзыв оставил:

Владимир
Отличная статья,спасибо,а вот здесь я видел,что



Оставить отзыв

Имя

E-mail (не обяз.)

Отзыв

Введите код (цифры)






audi цены
ауди центр запад
audi цены
служба доставки по Москве HY-Express



фольксваген
бмв цены

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Articles
Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на www.autodela.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал. АвтоДела".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -

Дизайн сайта: Максим Зимин