Тема больная, все знают, что бензин у нас плохой, но никто не знает почему. В стране действует довольно жесткий ГОСТ, проверки показывают, что октановое число топлива в большинстве случаев соответствует или даже превышает норму, а проблемы остаются.
Дело в том, что производители бензина нашли способ производить высокооктановые сорта бензина из низкосортных, почти не нарушая требований ГОСТа.
Наибольшей популярностью в народе пользуется неэтилированный бензин А-95. На нем работают двигатели большинства впрысковых автомобилей, эксплуатируемых в России, стало быть, он и приносит максимум прибыли производителям бензина. Оказывается, возможно делать 95-й бензин из 92-го не на нефтеперерабатывающем заводе, а прямо на нефтебазе, перед отгрузкой потребителю. Достигается этот результат при помощи присадок, причем разрешенных ГОСТом. Плох или хорош ГОСТ, мы обсуждать не будем, обсудим, во что обойдется такое «усовершенствование» бензина простому автовладельцу.
Итак, присадки, поднимающие октановое число: используются два основных вида таких присадок — металлосодержащие и на основе производных бензола, иногда они используются совместно. Наименее вредны для двигателя металлосодержащие присадки, полностью загубить двигатель они не в состоянии, хотя могут вызвать повышенный износ, а присадки на основе соединений железа губят свечи. Добавки же ксилидина и экстралина, бензола (ароматические соединения) вызывают повышенное осмоление бензина при хранении, транспортировке и, самое главное, при его использовании.
После заливки такого топлива начинается процесс загрязнения топливной системы автомобиля, а также образуются отложения на стержнях клапанов и компрессионных кольцах. Летний режим эксплуатации позволяет части отложений удаляться естественным путем — при скоростной езде по трассе часть отложений выгорает и вылетает в выхлопную трубу. Иное дело зимой. Холодные пуски, прогревы и езда на холостых оборотах в городских пробках ведет к накоплению грязи и потере подвижности деталей двигателя.
Не удивляйтесь, что, заправившись на неизвестной заправке, вы через некоторое время услышите лязгающие звуки из-под капота и двигатель замрет. Последующий путь ваш автомобиль проделает на буксире в сервис. Во что обойдется реанимация, сказать трудно: достаточно ли простой замены клапанов или потребуется более серьезное вмешательство, вам скажут уже мастера. Если не сохранен чек с АЗС, претензии предъявлять некому. Описан крайний случай, но таких все больше.
Вырисовывается достаточно безрадостная картина: где найти бензин приемлемого качества? С гарантией — нигде. Владелец АЗС судит о качестве бензина по сертификату, то есть не по факту, а по бумажке, поэтому тоже может оказаться пострадавшей стороной.
Между тем, у современных автохимических концернов, к которым, несомненно, относится LIQUI MOLY, есть возможность свести на нет последствия эксплуатации автомобиля на смолистом топливе. При помощи очищающих присадок. Как говорят, клин клином. Известнейший в Европе производитель топливных присадок — немецкая компания LIQUI MOLY. В широчайшем ассортименте представлены присадки универсального и специализированного действия. Универсальные, предназначенные в первую очередь для профилактики, являются многофункциональными, ухаживающими за системой впрыска. Их функции: удаление воды из топливной системы, мягкая очистка отложений с клапанов, из камер сгорания, из топливопроводов и форсунок, защита от коррозии. Такие присадки можно применять для общего улучшения свойств бензина, придания ему моющих свойств.
Средства для профилактики и очистки топливной системы
В ассортименте LIQUI MOLY универсальные присадки: Speed-Benzin-Zusatz (арт. 3903) — однолитровая емкость с мерным колпачком, предназначена для разведения с четырьмястами литрами бензина. Присадка мягко удаляет отложения в системе питания и камерах сгорания, восстанавливает мощность двигателя, уменьшает дымообразование. Рекомендуется добавлять в бензин при каждой заправке топливом для любых бензиновых двигателей. Другие присадки: MTX-Vergaser-Reiniger (арт. 1992) и Injection-Reiniger (арт. 1993), для карбюраторных и инжекторных двигателей соответственно. Применяются профилактически каждые 2000 км пробега. Также чистят всю топливную систему и камеры сгорания с клапанами, дают длительную защиту от коррозии. Карбюраторный состав кроме перечисленного эффективно борется с водой в бензине и препятствует обмерзанию карбюратора в холодную погоду. Есть еще одно интересное применение MTX-Vergaser-Reiniger людьми, самостоятельно обслуживающими свой автомобиль: присадка отлично очищает фаски клапанов перед их регулировкой, и ее применение позволяет повысить точность регулировочных работ, но способ применения отличается от общепринятого «через бак». Состав засасывается напрямую в карбюратор или впускной коллектор инжекторного автомобиля через вакуумную трубку, например, трубку вакуум-корректора распределителя зажигания при работе двигателя. 300 мл присадки расходуются в два приема: половина баночки на холостом ходу двигателя, затем 10?минутная остановка мотора, вторая половина расходуется на повышенных оборотах двигателя.
Специализированные присадки можно разделить на две группы: сервисные и однофункциональные. Сервисные в рамках этой статьи рассматривать не будем, их применение требует специального оборудования и знаний, поэтому их безопасное применение в любительских (гаражных) условиях может оказаться небезопасным.
Рассмотрим однофункциональные присадки.