Независимый тест спутникового охранного комплекса Car-Online
Слежка и паранойя неразрывны между собой и присущи каждому автовладельцу. Он следит за своей машиной, и при этом ему кажется, что ее угонят. Какой бы клиникой подобные мысли ни казались, но это реальность. Как реальность сбегать покурить, лишь для того чтобы посмотреть, стоит авто на своем месте или его уже угнали. Для извещения владельца о состоянии авто изобретаются все новые и новые устройства. Наиболее придвинутыми из них являются спутниковые охранные комплексы. Их стоимость колеблется в районе 30 000–50 000 рублей, и при этом владелец также должен раскошеливаться и на операторское обслуживание, цена на которое может колебаться от 4000 до 30 000 рублей в год. При этом сам владелец не следит за своим авто, эту функцию выполняет оператор, который сообщает ему звонком на мобильный о срабатывании сигнализации, неожиданном перемещении автомобиля и т.д. Подобный сервис имеет как свои плюсы, так и минусы. Начнем с плюсов: пользователь, поставив систему и заплатив деньги, теперь практически ни о чем не заботится. Разве что поставить авто на охрану. После этого милая девушка или молодой человек за ней наблюдают и в случае чего сообщат о внештатной ситуации. Не нужно ни о чем думать, а машина всегда под невидимым присмотром. К сожалению, при всей своей простоте система не лишена и недостатков. Самые главные из них — это цена и человеческий фактор. У пользователей подобных систем достаточно большой список нареканий к работе именно оператора! Так давайте его исключим и сделаем систему открытой, чтобы непосредственно хозяин мог следить за своим авто!
Без оператора
Первой ласточкой такой идеологии стали независимые GSM-пейджеры, которые при возникновении внештатных ситуаций сами звонили (и /или высылали SMS) пользователю на телефон и сообщали о срабатывании сигнализации. Если теперь к этому пейджеру добавить GPS-приемник, который бы передавал координаты, то уже получится спутниковый охранный комплекс. Единственная загвоздка заключается в том, что географические координаты, которые сообщит GPS-приемник простому пользователю, ничего не скажут. Ведь право, не будете вы на карте Москвы искать точку, соответствующую 55°51’08» северной широты и 37°34’53» восточной долготы. Соответственно, без специальной программы подобная связка мертва. Оживляют ее с разных сторон, и один из интереснейших примеров подобной открытой системы — это Car-Online. Мы уже писали о ней несколько номеров назад (см. «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела», №13 /2005, №19 /2005), а теперь взялись за нее всерьез и решили протестировать. Забегая вперед, сразу оговоримся, что система очень интересная и жизнеспособная, но с небольшими подводными камнями. Те, на которые мы наткнулись, постараемся описать, чтобы и производитель их подправил, да и будущим пользователям было попроще. Начнем с описания системы.
Установка
Ее сердцем является блок MS-PGSM, являющийся GSM-пейджером с возможностью подключения модуля MS-GPS — это GPS-приемник. Наиболее полно потенциал MS-PGSM как системы извещения о том, что происходит с автомобилем, можно раскрыть при использовании совместно с сигнализациями компании MAGIC SYSTEMS семейства СТАЛКЕР LAN. При этом общение между сигнализацией и пейджером происходит по цифровой шине LAN. В нашем случае использовался другой способ подключения, который практикуется в том случае, если на авто уже стоит охранный комплекс. При этом MS-PGSM не может получать информацию по цифровой шине LAN (поскольку оной зачастую просто нет) и установщики подключают систему параллельно концевикам сигналки. А инициализация пейджера происходит за счет статусного выхода охранного блока. Поскольку блок независимый, его можно установить и вообще без использования кричащей сигнализации. В этом случае включение и выключение системы происходит секретным тумблером. Схему подключения выбирает, естественно, установщик, но с пользователем согласовывается, куда выводится или не выводится тумблер отключения, где располагается блок резервного питания и светодиод состояния. Кстати, перед установкой необходимо купить SIM-карту одного из операторов сотовой связи. Для каждого региона наиболее выгодный оператор и тариф могут отличаться. Например, в Москве на момент написания статьи рекомендуют покупать карту «Билайн» тариф «Клик». В итоге мы установили MS-PGSM и MS-GPS ну и соответственно поставили два цифровых фоторегистратора MS-NC485TC. Про подробности установки рассказывать не будем, начнем сразу с настройки системы. Первое, что делается в сервисе, — прописывается телефон главного абонента, который имеет возможность программировать систему. После чего проверяются охранные функции системы, и если все нормально, можно вступать во владение системой. Скажем сразу: без внимательного, даже скрупулезного изучения инструкции в этой системе не обойтись. Так что переходим к ее программированию посредством SMS-команд. Первое, что нас заинтересовало: сколько денег находится на счету. Сказано, сделано. Посылаем запрос, а в ответ сообщение о том, что баланс получить не удалось. Так, лезем в инструкцию и находим, что необходимо задать два номера: тот, на который необходимо послать SMS, и тот, с которого должен прийти SMS с балансом. С первым особых проблем нет. *102# известен даже детям, а вот как ввести тот номер, с которого должен прийти ответ? По инструкции он требуется, но в сопроводительных бумагах «Билайн» его нет, звоним самому оператору и получаем обескураживающий ответ, что данный номер является секретным! Никакие увещевания не подействовали на девушку-оператора, и тайну она так и не выдала. Расстроившись, мы начали жаловаться московскому дилеру. Оказалось, что они тоже сталкивались с подобной проблемой, но только с МТС, а вот с «Билайн» все должно быть хорошо, поскольку секретный номер уже записан в систему. После проверки оказалось, что все работает. Дальнейшее разбирательство вскрыло, что невозможность первого запроса была вызвана не проблемами с MS-PGSM а тем, что новые абоненты в сервисной базе «Билайн» появляются не сразу, а через несколько часов, причем, по заявлениям самого «Билайн», этот срок может длиться до 7 дней! Так что будьте к этому готовы. С балансом разобрались, пора начинать следить за собственным авто! Чтобы воспользоваться интернет-сервисом, нужно сначала зарегистрироваться на сайте car-online.ru. Действуем по инструкции, запрашиваем код устройства и идем по подсказкам. Ну вот, все готово, заходим в окошко местоположения и видим перед собой Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге. Да, там моя машина стоять не может. Пытаемся разобраться сами. Зашли в настройки, видим пункт «Персональные настройки», переходим в «Паспорт устройства», также включить ничего не удается, зато заметили надпись, что устройство не активно. А как его активировать? Перерыли все доступные пункты, не получается. Решили попробовать по-другому. Запросили координаты в виде SMS и ввели их вручную. О чудо! Мы все-таки в Москве! Для того чтобы понять, что же не так, звоним в службу поддержки. Решили позвонить сразу в головной офис в Питере. И тут началось, с 13 до 18 часов мы сделали более 10 звонков. И каждый раз секретарь нас переключал, нам молчали в трубку и просили перезвонить через разные интервалы времени, ссылаясь на отсутствие людей. Рабочий день закончился, придется рассчитывать только на свои силы. В очередной раз прочитываем инструкцию. В конце описания процесса настройки натыкаемся на следующую фразу, чтобы читатель мог оценить ее витиеватость, цитируем: «Если в дальнейшем понадобится передать на GSM-автопейджер команду с сайта, то для выхода GSM-автопейджера в Интернет подайте команду CONNECT». Больше об этой команде в инструкции ничего не сказано! при этом, как потом выяснилось, именно она заставляет MS-PGSM выйти в Интернет и передать информацию о своем местоположении! Таким образом, вопреки усилиям составителей инструкции мы все-таки заставили систему сообщить свои координаты на сайт и показать местоположение автомобиля. При этом каждый раз, когда пользователь захочет узнать информацию о месторасположении авто, необходимо посылать SMS-команду CONNECT. Это, конечно, не совсем удобно, к тому же каждый раз приходится раскошеливаться на SMS. На следующий день мы все-таки дозвонились до службы поддержки и выяснили, что, оказывается, есть возможность отслеживать месторасположение автомобиля в автоматическом режиме. Для этого необходимо послать на пейджер незадокументированную команду TIMER 0000, где вместо 0000 нужно установить периодичность связи с сайтом в минутах. Например, для связи через 20 минут нужно набрать TIMER 0020. Тогда каждые 20 минут система будет выходить в сеть и посылать на сайт свои координаты. Вдвойне приятно то, что, если пейджер с сайтом обменивается только координатами автомобиля, а не пересылает фото с камер, за такое соединение денег платить вообще не нужно! Поскольку сеансы связи с трафиком ниже 5 килобайт в «Билайн» вообще не тарифицируются. Переходим к изучению оболочки сайта. В пользовательской части он состоит из 6 закладок.
Что почем?
Стоимость оборудования Пейджер MS-PGSM — 14 000 руб. GPS-приемник MS-GPS — 3900 руб. Видеокамера MS-TC485 — 3000 руб. Установка подобной системы для пользователя обойдется от 3000 до 5500 рублей в зависимости от категории автомобиля. Стоимость работы системы Пользование ресурсом — бесплатное! Стоимость GPRS трафика — без использования камер бесплатное, поскольку укладывается в нетарифицируемую область (для «Билайн», тариф «Клик», Москва, осень 2006 г.). Стоимость SMS оповещения — в зависимости от включенного режима и плотности GPRS покрытия примерно 200 руб. в месяц. Производители предлагают операторское сопровождение — 600 руб. в месяц.
«Протокол событий» На этой страничке можно отследить все переданные на сайт события, когда они происходили и, самое главное, где. Событиями являются постановка и снятие с охраны, тревога, а также запросы пользователя на определение положения автомобиля. «Местоположение» Самая интересная, на наш взгляд, страничка. На ней также отображается протокол событий, но при этом карту можно масштабировать и перемещать. Наиболее интересной возможностью оболочки является работа не только с привычной нам растровой картой, а привязка положения автомобиля к Google maps. Если кто не знает, то Google maps — это карта, основанная на космической фотосъемке поверхности Земли. В ее архивах есть практически весь земной шар, но в разном разрешении. Наиболее точно представлены крупные города, например, в Москве можно рассмотреть припаркованные к зданию автомобили. Необходимо помнить, что это не оперативная съемка и свою машину увидеть не удастся, все данные берутся из архивов. В этом окне также можно оценить месторасположение автомобиля без использования GPS-координат, только на основе вышек GSM-сети. Но подобный поиск авто очень условен, во-первых, потому что не все вышки нанесены на карту, а во-вторых, потому, что точность подобных поисков — плюс-минус пара километров. Данные о месторасположении можно ввести и вручную. «Фото» Название этой странички говорит само за себя. При наличии фоторегистраторов пользователь может получать с них изображение. Изображение может передаваться как по запросу, так и при возникновении нештатных ситуаций. На этой же странице можно отрегулировать режим работы камер. Если установлены камеры, то в закладке «Месторасположение» вместе с телеметрическими данными автомобиля на карте будет выводиться пришедшая фотография. «БРК» На этой странице должны отображаться данные бортового компьютера автомобиля. Во время нашего тестирования она не работала. «Команда» С этой странички планируется передавать SMS-команды на MS-PGSM. При тестировании она также не работала. «Настройки» Здесь можно посмотреть профиль устройства, пользователя и настроить камеры. Несмотря на многообещающее название, настроить на этой странице практически ничего нельзя, зато можно посмотреть некоторую информацию о работе системы.
Результаты теста
Охранные возможности системы Несомненно, наиболее полно охранные возможности системы раскрываются при подключении MS-PGSM с автосигнализациями семейства «Сталкер». В этом случае все произошедшие события передаются пользователю сразу и детализованно. То есть сообщается, произошел сильный или слабый удар, какая дверь открыта или какая зона микроволнового датчика сработала. При этом пользователь может, используя SMS-команды, запустить или заглушить двигатель, заблокировать его или переключить одно из двух коммутируемых системой реле. В случае если MS-PGSM используется с другой сигнализацией, информативность присылаемых сообщений снижается. Это связано с тем, что при таком включении пейджер сам, без использования сигнализации оценивает состояние охраняемого объекта за счет независимых входов концевиков. При этом статусные входы подключаются параллельно входам сигнализации, а поскольку их всего три, система будет сообщать только об открытии дверей или багажника/капота или о включении зажигания, о срабатывании датчиков удара или объема пользователь извещаться не будет. Необходимо отметить, что в этом случае в систему введена небольшая задержка в 12 секунд на срабатывание GSM-оповещения. Во втором случае есть несколько способов включения MS-PGSM пейджера в режим охраны. Первый предлагает сам производитель с использованием скрытого переключателя, кстати, при этом сигнализация вообще не нужна. Второй способ — это замыкание статусного входа пейджера посредством сигнализации. И третий, наиболее продвинутый, — это дублирование замыкания статусного входа параллельным реле, управляемым с выхода одного из реле блокировок. Здесь пользователь получает возможность включения GSM-модуля в режим охраны при помощи SMS-команды. Еще раз хотелось бы отметить работу цифровых фоторегистраторов. Их скрытая установка может серьезно увеличить охранный потенциал. Конечно, возможность лицезреть угонщика не самое лучшее утешение при угнанном автомобиле, но не нужно забывать, что это может дать шанс на раскрытие преступления и на то, что автомобиль будет найден. На сегодняшний день это единственная система, которая может похвастаться возможностью фоторегистрации. Служба техподдержки После всех наших злоключений мы не могли не вынести эту часть теста в отдельный пункт. Несмотря на все возникшие проблемы по общению с данным департаментом компании Magic Systems, мы можем поставить им твердую «четверку». Почему четверку, а не ниже, поясняем. Во-первых, мы не хотим обижать московское представительство и установщиков. Они честно пытались ответить на все возникающие вопросы, но таких глубин, в которых мы копались, они просто не знали. Во-вторых, несмотря на недобросовестный подход головного офиса в Санкт-Петербурге, мы получали очень грамотную консультацию, если удавалось пробиться к нужному специалисту. Работа сайта Общее впечатление о работе ресурса положительное, данные находятся практически интуитивно. Необходимо отметить, что система работает на Java и не со всеми браузерами. Так, система работает с Internet Explorer 6.0, но не совместима с Opera и Internet Explorer версии ниже 6 (остальные не проверяли). Если бы еще все заложенные в систему возможности были доступны, то было бы просто прекрасно. На отдельные шероховатости при переходе с одной закладки на другую можно и не обращать внимания. Очень понравилась возможность работы с Google maps. Режим поиска автомобиля по данным триангуляции сотовых вышек оказался совсем недееспособным, с одной стороны, из-за большой ошибки, а с другой, из-за того, что поле вышек операторов прописано далеко не полностью. Возникает ситуация, когда номера вышек выводятся, а на карте они не обозначены. Есть еще один неявный плюс в системе, о котором разработчики, может, и догадываются, но внимание на нем не акцентируют. Протокол событий позволяет при регулярном пользовании системы служить доказательством того, что автомобиль находился там, где он был, а не где-то в другом месте. Подобная необходимость доказать что-либо кому-либо периодически возникает у законопослушных граждан при их общении с органами внутренних дел и судебными инстанциями. Например, если вам нужно доказать, что вы не участвовали в аварии, которая произошла на другом конце Москвы, но в которой вас все же обвиняют. Но все это возможно при абсолютной надежности сайта, когда с него не пропадает ни одного бита информации. А это уже должны обеспечить разработчики.
РЕЗЮМЕ
По нашему мнению, система очень интересная и заслуживает внимания тех, кто не доверяет спутниковым операторам и предпочитает следить за своим авто самостоятельно. Также она будет небезынтересна и для корпоративных клиентов, поскольку позволяет отслеживать небольшой парк автомобилей без приобретения дорогостоящего оборудования. Небольшие шероховатости в работе техслужбы и сайта, мы надеемся, будут исправлены. При этом система, по нашему мнению, имеет возможности развития и совершенствования.
Карты территорий, которые поддерживает система Car-Online
Europe, Germany, Latvia, Nurnberg, Riga, Алма-Атинский край, Ангарск, Башкирия, Беларусь, Благовещенск (пригород), Владивосток, Вологда, Воронеж, Днепропетровск, Донецк, Екатеринбург, Ижевск (Удмуртия), Иркутск, Иркутская область, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калининградская область, Киев, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Краснодар, Краснодарский край, Красноярск, Красноярский край, Крым, Ленинградская область, Львовская область, Минск, Минская область, Москва, Московская область, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новгород, Новосибирск, Одесса, Омск, Пермь, Россия, Россия-центр, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Саратовская область, Северодвинск, Смоленск, СНГ, Тверь, Украина, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Финляндия, Хабаровск, Хабаровский край, Харьков, Чита, Читинская область, Якутск, Ярославль, Ярославская область.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!