В последних трех номерах нашего журнала мы много внимания уделяли различным химическим препаратам, предназначенным для проведения автомобильного ремонта.
Но на этот раз, придя к неутешительному выводу, что теория применения того или иного препарата у нас ни в малейшей степени не подкреплена проверкой в «полевых условиях», нам ничего более не оставалось, как только взяться за ремонтную автохимию и восполнить данный пробел по мере наших сил и фантазии.
Подходящий случай не заставил себя долго ждать, и на наш импровизированный «хирургиче-ский стол» для вскрытия и последующего ремонта был доставлен изрядно запылившийся двигатель 2111 с диагнозом запущенная «масляная булимия». Пожалуй, тут вы с нами согласитесь, что потребление 500 г моторного масла на 1000 км иначе как масляным обжорством не назовешь.
Начинаем с зачистки
Начинать процесс ремонта пришлось с очистки заслуженного двигателя от лишних масляно-пылевых наслоений, для этих целей в арсенале наших химпрепаратов были припасены два радикальных средства для очистки двигателя: Motorraum-Reiniger от компании LIQUI MOLY и Engine Degreaser от компании PERMATEX. Оба препарата хорошо распыляются, при оседании на грязь их составы моментально глубоко проникают в ее слой и также стремительно его растворяют, после чего остатки грязевых отложений легко удаляются обыкновенной проточной водой даже при небольшом напоре.
В нашем случае практический опыт несильно разошелся с теорией: генератор и модуль зажигания — в целлофан, температура двигателя в районе 35—50°C, наносим средства на блок, коробку и моторный отсек, ждем порядка 10—15 минут для максимального эффекта и смываем грязь с помощью шланга из бытового водопровода. Результат операции неплох и виден на фотографиях. Вышеперечисленные условия мы считаем наиболее оптимальными по следующим причинам: во-первых, такой температуры двигателя вполне достаточно для нормального воздействия препарата, если мотор прогреть сильнее, то очиститель может испариться слишком быстро, да и вопроса пожарной безопасности никто не отменял. Во-вторых, если мыть двигатель, что называется, «из ведра», то разводов и пропусков не избежать, а применение аппаратов высокого давления может быть вредно для подкапотной электрики современного автомобиля.
При проведении очистительных работ никакие металлические, пластиковые или резиновые детали двигателя не пострадали.
Удаляем прокладки
Сам процесс разборки двигателя, раскручивания его винтовых соединений не вызвал особых хлопот, все болты и гайки легко отзывались на приложенное к ним усилие, чему немало способствовали проникающие составы HI-GEAR, LIQUI MOLY и PERMATEX, открывая нашему вниманию чистую резьбу. Чего нельзя сказать о фланцевых соединениях, таких, к примеру, как прокладка масляного насоса или задней крышки коленвала с прикипевшими к ним фрагментами уплотнительного материала. Но самое сильное впечатление на нас произвела прилегающая плоскость водяного насоса, представлявшая собой многоуровневое наслоение бумажных прокладок вперемешку с «Гермесилом» (судя по его цвету, твердости и его популярности в среде мотористов, это был именно он, а, судя по ее толщине, прокладка должна была не уплотнять, а просто с какой-то неизвестной целью дистанцировать водяной насос от блока двигателя).
Наш ответ не заставил себя долго ждать, фланцы масляного насоса и задней крышки коленвала мы обработали средством для удаления прокладок PERMATEX Gasket Remover, а прокладку водяного насоса — удалителем прокладок LIQUI MOLY Dichtungs-Entferner. При распылении одного и второго препарата обрабатываемая поверхность покрывается вязкой пенящейся и, надо особо подчеркнуть, очень недружелюбной к коже человека массой. Выждав минут 10, обработанные Dichtungs-Entferner фланцевые поверхности легко и досконально очистились с помощью обыкновенной ветоши. А для того, чтобы справиться с угрожающего вида наслоениями на отливах водяного насоса, времени потребовалось потратить гораздо больше, так как приходилось шаг за шагом размягчать каждый из нанесенных на нее слоев, но овчинка той выделки стоила, фланец помпы вновь приобрел свой первозданный вид при отсутствии на нем следов колото-режущих ранений.
Очистка от нагара
Но и этого нам показалось мало. Любому человеку, кто хоть раз сталкивался лицом к лицу с разобранным двигателем автомобиля, пробежавшего на нашем бензине и масле сто и более тысяч километров, излишне будет объяснять, каким слоем закоксовавшегося нагара покрывается поверхность поршней такого двигателя. Сказано — сделано, и вот уже два поршня-добровольца отмокают под толстыми-толстыми слоями «удалителей прокладок». Через пятнадцать минут, в первый раз вытирая тряпкой поверхности обоих поршней, мы убедились, что стоим на верном пути, и повторно обработали их составами «удалителей прокладок». Что мы получили в результате, вы видите на фотографии, а какой из этих поршней каким препаратом был обработан, попробуйте угадать сами, хотя мы и сами отличить не можем, поэтому и приводим одну иллюстрацию.
Как убрать смазку?
Через два дня, когда мы получили наш двигатель из расточки, началась основная фаза ремонтно-сборочных работ. Именно на этом, без сомнения, самом ответственном этапе мы израсходовали огромное количество специализированной автохимии, которая радикально облегчила нам задачу. Для начала нам снова пришлось очищать внешние стенки двигателя от остатков технологической смазки, а резьбовые колодцы и масляные каналы — от остатков металлической стружки. Для этих целей как нельзя лучше подошел универсальный очиститель LIQUI MOLY Schnell Reiniger, чего только стоит слово, стоящее первым в названии этого препарата — Schnell, хорошо знакомое каждому мальчишке, кто хоть раз смотрел кино про войну. Препарат хорошо и schn…, простите, быстро справился с остатками масла на стенках двигателя, с его же помощью мы быстро и без труда продули масляные каналы и резьбы, при этом состав Schnell Reiniger очень быстро испаряется, практически не оставляя после себя следов сухого остатка.
Начинаем собирать
Итак, следующим шагом мы пересекли воображаемый экватор процесса ремонта двигателя, начался этап сборки силового агрегата.
Первым делом свое место в постели коленвала занял новенький комплект коренных вкладышей. Перед установкой на них непо-средственно самого кривошипа вкладыши да и сам коленвал были обильно обработаны монтажной пастой LIQUI MOLY LM 48 — препарат, включающий в свой состав сульфид молибдена, был специально разработан для сборки узлов, требующих хорошей смазки, имеющих сложные формы и малые зазоры. Этот баллончик заменил привычное мокание грязного пальца в обрезанную банку с маслом и последующий перенос получившегося вещества на рабочую поверхность шатунных и коренных шеек во избежание задиров при первом пуске мотора.
После распыления препарата на рабочую поверхность она покрывается серым эластичным слоем смазки, которая, в свою очередь, благодаря способности проникать в структуру металла образовывает дополнительный несмываемый смазывающий слой. Этим же составом были обработаны и шатунные вкладыши во время установки шатунно-поршневой группы. После окончательной сборки блока цилиндров, когда уже были проверены на момент затяжки все резьбовые соединения, некоторые усилия пришлось приложить только при начальном, градусов на 90, прокручивании коленвала, а дальше он заскользил без сучка без задоринки, как и полагается хорошо смазанной паре трения — скольжения.
Монтируем крышку коленвала
Теперь настала очередь монтажа передней и задней крышек коленвала. Для уплотнения их фланцевых соединений мы выбрали препарат LIQUI MOLY Flachen-Dichtung, что в переводе на русский звучит как «Герметик фланцевых соединений», применяется для уплотнения зазоров толщиной от 0,1 до 0,5 мм. Вязкая масса прозрачно-синего цвета благодаря конусовидному носику была без труда нанесена на фланцы обеих крышек. При использовании Flachen-Dichtung в случае какого-то короткого ремонта надо помнить, что функциональное отвердение этого герметика наступает только спустя 2 часа после его нанесения. Для фиксации болтов М6, крепящих эти крышки к блоку, мы использовали анаэробный герметик LIQUI MOLY Schrauben-Sicherung средней фиксации (mittelfest). В работе с анаэробными препаратами нами дополнительно использовался активатор анаэробных герметиков PERMATEX Surface Prep. activator for anaerobics. Препарат, одновременно очищающий и подготавливающий поверхности для нанесения анаэробных фиксаторов и герметиков, при этом он не только существенно ускоряет время их полимеризации, но и увеличивает их прочность. Забегая немного вперед, надо сказать, что и в этом случае, да и в дальнейшем, анаэробный активатор одинаково хорошо взаимодействовал и со «своими» родственными ему препаратами, и со всеми остальными анаэробными фиксаторами других производителей, которые мы использовали в ходе проведения ремонтных работ.
Готовим масляный картер
Следующую на очереди прокладку масляного картера мы покрыли дополнительным слоем препарата PERMATEX Gasket the Right Stuff — новое слово в серии формирователей прокладок. Формирователи прокладок серии The Right Stuff производятся на основе эластомерной резины, что позволяет формировать прокладки с прекрасными техническими характеристиками, при этом время формирования прокладки с его помощью сократилось до 1—2 минут.
Вся серия формирователей The Right Stuff выпускается в специальных баллонах с автоподачей, что позволяет наносить продукт ровным по всей длине, непрерывным валиком. Однако прокладка прокладкой, но геометрию соединений отечественных автомобилей не сможет предугадать никто, поэтому мы подстраховались с помощью силиконового герметика DONEDEAL в чрезвычайно удобной упаковке (как аэрозольные средства), благодаря которой герметик наносится очень быстро, экономно и аккуратно.
Перед установкой маховика
Следующим этапом мы приступили к установке маховика и сцепления, предварительно обработав их все тем же Schnell Reiniger. С целью фиксации болтов маховика было решено использовать анаэробный фиксатор высокой прочности (hochfest), им же мы обработали и болты крепления корзины сцепления. При монтаже и креплении корзины сцепления активатор анаэробных герметиков показал себя во всей свой красе и силе.
Согласно техническому описанию тех анаэробных фиксаторов, которыми мы располагали, время их полимеризации наступает не ранее чем через 15 минут, но в сочетании с обильной порцией активатора время их полимеризации сократилось до одной-двух минут, так что неожиданно для нас самих процесс их стремительного затвердевания чуть было не превратился в помеху при затяжке некоторых болтов корзины сцепления. Как видно, и в этом деле тоже нужна сноровка.
Дошла очередь до помпы
Приступая к монтажу помпы водяного охлаждения, мы предварительно ее картонную уплотнительную прокладку обработали с двух сторон термостойким силиконовым герметиком. И опять, как и в случае с резиновым формирователем прокладок из серии PERMATEX The Right Stuff, дело нам пришлось иметь не с простым, а с расфасованным в специальный баллон с автоматической подачей герметиком. Спору нет, такая форма упаковки позволяет накладывать герметик одинаковым ровным слоем по всей длине обрабатываемой поверхности, встроенный клапан-дозатор надежно преграждает путь для проникновения воздуха внутрь баллона с герметиком, следовательно, можно предположить, что и срок хранения герметика в баллоне будет более продолжительным, чем в тюбике, вот только при работе с силиконовыми герметиками не в лучшую сторону сказывалось отсутствие на их колпачке-носике специального крючка-упора для пальцев рук (см. фото колпачка герметика The Right Stuff), благодаря которому нанесение герметика можно производить кистью одной руки, в то время как при отсутствии такого упора «выдавливать» герметик из баллона приходится двумя руками. Но это так, к слову, а на деле пусть и при помощи обеих рук силиконовый герметик был успешно извлечен из баллона и через положенные для него шесть часов уже надежно уплотнял прокладку помпы от протекания.
Устанавливаем подшипники
Точкой в сборке блока для нас послужило применение средства для фиксации подшипников и втулок (LIQUI MOLY Buchsen-und Lager Befestigung). Этот анаэробный клей может применяться как фиксатор подшипников, устанавливаемых в корпусных деталях, способен выдерживать большие вибрации и нагрузки, сохраняет свои полезные свойства в диапазоне температур от –60°C до +220°C, устойчив к воздействию масла до +125°C, бензина и других технических жидкостей, рассчитан для работы со сталью, чугуном, алюминиевыми сплавами. В данном случае наши запросы ограничились фиксацией с его помощью направляющих втулок, что и было успешно сделано.
Устанавливаем головку блока
На очереди в нашем перечне ремонтно-сборочных работ значились сборка и монтаж головки блока. Проводимые ремонтные работы головки блока в нашем случае носили несколько усеченный характер, так, мы не коснулись такой важной составляющей ремонтно-восстановительных работ головки блока, как притирка клапанов, причиной этого стала хорошая геометрия и состояние всех без исключения впускных и выпускных клапанов. Постараемся обязательно вернуться к обзору предлагаемых на сегодняшний день видов притирочных паст с их обязательным сравнительным тестированием в одном из наших следующих номеров.
Подсоединяем коллекторы
Итак, минуя процедуру разборки и сборки головки блока, нам оставалось лишь установить на нее распредвал, подсоединить впускной и выпускной коллекторы и водрузить ее на блок цилиндров. Для обработки прокладок впускного и выпускного коллекторов мы использовали высокотемпературную никелевую пасту (PERMATEX Nickel anti-seize). Состав этой пасты рассчитан выдерживать воздействие экстремально высоких, до +1315°C, температур, образуя на обработанных поверхностях дополнительный антипригарный слой. Хорошо работает в сочетании с различными металлами и сплавами, включая алюминий и чугун.
Специальная щеточка, прикрепленная к крышке баночки с пастой, быстро и в необходимом количестве доставит состав никелевой пасты в нужное место в любое удобное для вас время.
Уверены, что тот, кому доведется в следующий раз откручивать гайки коллекторов и отсоединять прокладки, будет приятно удивлен возможностью проделать все эти операции без лишних хлопот и напряжения.
Готовим прокладку блока
Если бы нами присуждалась награда за самый эффектный препарат, то, несомненно, в этом случае она досталось бы термостойкому медносодержащему усилителю прокладок (PERMATEX Copper spray-a-gasket), чьим составом мы обработали нашу прокладку ГБЦ. Согласитесь, что перед такой красотой трудно устоять. Кроме того, состав PERMATEX Copper spray-a-gasket радует не только глаз, но и сердце, так как, во-первых, благодаря хорошей способности рассеивать тепло он снижает локальное перегревание и выгорание прокладок, во-вторых, выравнивает мельчайшие неровности и уплотняет прокладки, в-третьих, он устойчив ко всем автомобильным жидкостям, в том числе и к бензину. Диапазон рабочих температур препарата от –49 до +260°C.
После распыления состава Copper spray-a-gasket наша прокладка ГБЦ покрылась равномерным по толщине, немного липким слоем, способным надежно зафиксировать прокладку в нужном положении при проведении сборочных работ.
При сборке головки цилиндров нам пришлось обратиться за помощью к анаэробным средствам всего лишь один раз — при герметизации резьбового соединения датчика температуры охлаждающей жидкости. Для очистки и подготовки посадочного места мы использовали состав уже хорошо нам знакомого активатора анаэробных препаратов, а следом нанесли на резьбу слой анаэробного герметика для пневматических и гидравлических си-стем (PERMATEX Sealant pneumatic/hydraulic). Специально разработанный состав для уплотнения различных пневматических и гидравлических систем автомобиля инертен к тормозной жидкости и антифризу. Благодаря герметизирующему слою момент затяжки температурного датчика заметно снизился, соответственно, значительно снизилась и вероятность сорвать резьбу в алюминиевой головке.
Заканчиваем сборку
В процессе следующих шагов двигатель был окончательно собран, накрыт сверху клапанной крышкой и водружен на свое законное место в подкапотное пространство, а само подкапотное пространство с этого момента вновь приобрело до боли всем нам знакомый вид. Теперь оставалось только подключить электропитание к датчикам контроля и управления, а также восстановить сообщение всех патрубко-шланговых соединений. Так как все патрубки и шланги остались прежними, было решено в профилактических целях обработать их, по правде говоря, уже видавшие виды посадочные места герметизирующим составом. С этой целью из наших запасов была извлечена баночка с многофункциональным герметиком-спреем (PERMATEX Form-a-seal Leak Repair).
Прорезиненный состав герметика-спрея приспособлен для работы с широким перечнем разнообразных материалов: металл, резина, пластик, алюминий и его сплавы и т.д., обладает хорошей адгезией как к гладким, так и к пористым поверхностям, устойчив к воздействию всех технических жидкостей. Предварительно обезжирив посадочные места всех разъединенных шлангов и патрубков, мы распылили на них состав герметика, дали ему подсохнуть, одели и затянули все шланги и патрубки, похоже, получилось совсем неплохо.
Ну и, наконец, наступил черед подсоединения электропроводки, датчиков, разъемов и остального электрооборудования. «Где тонко — там и рвется» — учит нас с младых лет собственный опыт, поэтому для того, чтобы как можно более снизить вероятность получения следующего горького урока где-то «на выезде», когда из-за плохого контакта в электроцепи мы рискуем провести какой-то отрезок времени совсем не так, как нам этого хотелось, мы припасли целых два препарата, специально предназначенных для обработки автомобильных электроцепей: LIQUI MOLY Electronic-spray и PERMATEX Ignition & wire dryer. Оба препарата изготовлены на синтетической основе, оба обладают водоотталкивающими, влаговытесняющими и смазывающими свойствами.
Как правило, особая потребность в применении такого рода препаратов возникает в период межсезонья, когда грязь и вода практически всюду встречаются на нашем пути, также эти средства не останутся без внимания и того водителя, кто время от времени моет двигатель своего автомобиля. Диапазон применения этих спрей-составов для электрики простирается в прямом смысле от фонаря до фары — или от фары и до фонаря? — короче говоря, у этих препаратов чрезвычайно широкий диапазон их возможного применения. Судите сами: штекерные соединения, клеммы ламп и предохранителей, распределители зажигания, предохранители, прерыватели, клеммы аккумулятора, стартера и генератора, высоковольтные провода и т.д. В числе прочих полезных свойств состав Electronic-spray способен справиться с уже существующим на электроконтактах налетом ржавчины.
Итак: обработали, подсоединили, проверили, ключ зажигания на «Старт» — есть контакт! Двигатель запустился.
Последний штрих: с клапанной крышки двигателя легко удаляем, воспользовавшись препаратом PERMATEX Decal & Paint Stripper, прежнюю наклейку с названием залитого масла и указанным на тот момент пробегом. Наклеиваем новую, закрываем капот — все, счастливого пути!
Уход за двигательным отсеком
Для тех, кто при сборке двигателя не собирается останавливаться на этапе запуска двигателя, мы предлагаем выполнить следующие виды работ, уже касающиеся ухода за вашим автомобилем.
№ 1. Обработайте поверхность вашего силового агрегата с помощью такого средства, как STEP UP «Прозрачный термолак». Это средство специально разработано для двигателя и подкапотного пространства. При нанесении оно образует прочную прозрачную пленку, обладающую низкой внешней адгезией, то есть к ней грязь пристает намного меньше, что улучшает не только эстетические качества, но позволяет избежать излишних тепловых нагрузок на двигатель.
№ 2. С помощью HI-GEAR «Кондиционера и натяжителеля приводных ремней» для клиновых (это может быть LIQUI MOLY Keilriemen-spray, для поликлиновых PERMATEX Belt-dressing) обработайте клиновые и ручейковые передачи. Проведение такой простой операции позволит очистить ваши ремни от масляных и других загрязнений, улучшит эластичность резинового слоя, увеличит КПД передачи и долговечность ремня.
№ 3. Молибденовая смазка HI-GEAR Heavy-Duty Moly Grease сослужит вам хорошую службу, если вы ею обработаете все открытые места шарнирных соединений (к примеру, кулису КПП), тяги привода педали газа («ВАЗ»-классика), направляющие тросов и другие узлы, нуждающиеся в дополнительном защитно-смазывающем слое.
№ 4. Для эффективного ухода за замками и личинками дверных замков, включая их смазывание, консервацию, защиту от коррозии и предотвращение их замерзания, хорошо подойдет «Спрей для ухода за дверными замками» (LIQUI MOLY Turchloss-Pflege).
№ 5. Порадуйте вашу аккумуляторную батарею с помощью составов LIQUI MOLY Batterie-pol-fett и Battery cleaner. Состав первого средства предназначен для защиты и ухода за клеммами аккумулятора, обладает водоотталкивающими и антикоррозионными свойствами. Второе средство с хорошими проникающими свойствами способно быстро нейтрализовать и растворить слой оксидов, со временем образующийся на поверхности любой аккумуляторной батареи.
И этот список можно продолжать и продолжать, поэтому мы волевым усилием заставим себя на этом остановиться.
Всего хорошего, до новых встреч и остерегайтесь подделок.
|