Восемьдесят на восемьдесят, восемьдесят на восемьдесят… а если шестьдесят на сто или сто двадцать на сорок? Что-то же вроде еще в школе проходили. Ах да, вспомнил, пропорции! Но работают ли они здесь? Ладно, к черту пропорции, главное, не забыть спустить переднее колесо и попробовать прокатиться по любимому маршруту со змейками, хорошими возможностями для разгона и торможения.
Именно такие мысли отчаянно бились в воспаленном мозгу вашего покорного слуги, когда тот направлялся в Крылатское, для того чтобы забрать на тест авто с красной полосой, да и то не в качестве водителя.
Ну что ж, пока идет стандартная процедура оформления документов на авто, силой воли уже почти удалось вернуться к реальности, но менеджер, обслуживавший меня, вежливо осведомившись: «Вам колесо сейчас спустить?» — вогнала в легкий ступор.
Всему вышесказанному есть простое и логичное объяснение, и до него очень легко додуматься, если бы не намеренная ошибка, заключавшаяся в том, что автомобиль был не объектом теста, а агрегатоносителем (ради справедливости необходимо отметить, что аппарат для этих целей более чем достойный). Главным же героем, ради кого все задумывалось, были Покрышки и в самом деле не простые — позволяющие продолжить движение на автомобиле после прокола и благополучно добраться до места ремонта, не меняя колеса.
А те комбинации цифр, что вертелись в моей голове, — всего лишь рекомендации производителя, которые гласят, что на спущенном колесе можно проехать 80 км со скоростью 80 км/час. Именно этот момент и занимал меня, ведь с учетом российских реалий иногда надо проехать и все 120 км до шиномонтажа, и я вполне допускал, что путем легких преобразований сосчитаю скорость, с которой можно проехать нужное расстояние. Но нет, представители компании сразу охладили пыл: не более 80 км со скоростью не более 80 км/час.
Как ни велико было искушение, из автосалона уезжали с накачанными колесами: технологии технологиями, а так надежнее — доберемся до места, где мало «посторонних» автомобилей, и там уж проверим по полной программе, что это за зверь и с чем его едят.
Спускаем колесо
Пши-и-и-и-и-и-к! — ниппель переднего колеса успешно извлечен, давление в шине ноль целых ноль десятых, пора и ехать. Но прежде чем садиться за руль, примечаешь одну интересную особенность — по внешнему виду спущенное колесо почти ничем себя не выдает. Быстрого взгляда абсолютно недостаточно для определения его состояния. Отсюда и первая особенность — все шины, допускающие движение после прокола, можно эксплуатировать только на автомобиле, оснащенном системой контроля давления в шинах. И это не простая прихоть, а обязательная к исполнению мера безопасности. Мы почти уверены: в отсутствие такой системы добрая треть водителей далеко не сразу заметит прокол! Уверены в этом и производители: все автомобили, комплекту-емые на конвейере подобными колесами, в базе оснащаются подобной опцией.
Ключ на старт, поехали. Нет, ну как лукавил технический специалист, что разницу в поведении очень сложно уловить, что она минимальна. Вот шельмец! Где собранность характера? Где острота управления, особенно в повороте, когда вся нагрузка приходится на спущенное колесо? А откуда эти душераздирающие, чавкающие звуки? Мда, вот тебе и не отличишь!
Буквально через несколько минут настроение начинает повышаться, ведь едет! А если 80? Едет! И повороты можно спокойно проходить. Нет, конечно, управляемость изменилась, и машину тянет в ту сторону, с какой спущено колесо. Но ехать можно и даже с комфортом (если сделать музыку погромче)! Немного покатавшись и пообвыкнув, решаем закончить испытания на проверку работоспособности в обычном режиме движения, присудив законную победу в этом раунде шинникам.
Тесты становятся все жестче
Дальше решили немного ужесточить эксперименты, откатав резину по следующей программе: небольшая змейка (30?40 км/час) — остановка — разгон в пол до 80 км/час — резкое торможение. Идея была следующая: змейкой попытаться «расшевелить» боковины и посадочные места шины знакопеременными нагрузками, а затем резким торможением провернуть ее на диске. Смысл такого цикла — проверить, как прочно «сидит» резина на диске и не «сойдет» ли она в нештатной ситуации. Конечно, можно было разогнаться побыстрее, повороты найти пожестче, но цель у нас была просто проверить, а не «снять» резину диска.
В результате змейка и разгон проходили в штатном режиме (с поправкой на некоторую размазанность реакций), видимо, те нагрузки, которые мы предлагали, были намного ниже предела сцепления боковины и колесного диска.
Чтобы не искушать судьбу, экстренное торможение проводили в 4 этапа, начиная с 50 км/час, а затем увеличивали скорость на 10 км вплоть до 80 км/час. И опять ничего, шина мертвой хваткой вцепилась в диски replica и не желала сдвинуться с него даже на миллиметр! Конечно, здесь свою лепту вносят и диски с увеличенным размером хампа для более точной фиксации покрышки, но зрелище все равно удивительное — колесо-то спущено!
Мысля, пришедшая опосля…
После того как автомобиль был возвращен, осталось ощущение чего-то неправильного, от которого долго не мог отделаться. Но потом вспомнил: у меня даже никто не поинтересовался, какое колесо я спустил и сколько на спущенном проехал. Нет ну, конечно, вопросы были, но следующего плана:
— Ну, как?
— Ошеломисимо!
И все, а где же формула? При том, что резина и на нашем экземпляре была не нова, да и после меня коллега получил этот же авто с теми же шинами. Что же это, чисто российская надежда на авось или режим жесткой экономии? Скорее всего, ни то, ни другое, просто специалисты уверены, что колесо выдержит и намного большие пробеги в спущенном состоянии, но если кричать об этом на каждом шагу, то люди их вообще накачивать перестанут, а там и до беды недалеко.
Ну что, 3:0 — полная победа новых технологий? Не спешите делать выводы. Первые вопросы возникнут у вас, когда вы доберетесь-таки до пресловутой шиномонтажной мастерской. Колесо сняли, разбортировали, прокол нашли, можно клеить? А вот здесь обождите. Вообще почти все производители подобных шин запрещают ремонт своих продуктов после езды без воздуха, и это значит, что, приехав в шиномонтажную мастерскую, вы должны выкинуть проколотое колесо и поставить новое.
Goodyear в этом плане пошел дальше — ремонт все-таки разрешен, но при соблюдении двух условий: если повреждения (прокол, порез) никак не касаются боковой части шины; и если диагностика состояния и ремонт шины будут производиться в специализированном центре, коих в России кот наплакал.
Немалым препятствием для автолюбителей может стать необходимость установки системы контроля давления в шине, причем очень желательно, чтобы эта система брала информацию о давлении с датчика, расположенного непосредственно в колесе. Такие системы работают намного быстрее и точнее, чем штатные автомобильные, определяющие спущенное колесо по датчикам скорости АБС1, в чем мы уже успели убедиться на собственном опыте.
ЧТО В ИТОГЕ?
Конечно, как и все знаковые нововведения, технология RunOnFlat оставила за собой не только бурю восторгов, но и список вопросов, на которые сейчас однозначного ответа нет. Однако если вспомнить, сколько споров вызывал передний привод, системы впрыска топлива и подушки безопасности, то здесь картина вовсе безоблачная.
А если нас кто-нибудь спросит: зачем эти проблемы и затраты? Отвечаем: все эти проблемы и затраты придуманы для того, чтобы вы не смогли прославиться ни в «Дорожном патруле», ни в сводках ГИБДД.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Для обычной покрышки даже небольшой пробег с проколом заканчивается фатально. Происходит это по понятным причинам: конструкция боковин не позволяет поддерживать вес автомобиля, если давление воздуха внутри нее упало до нуля — банально не хватает прочности. Боковина сминается под массой автомобиля и оказывается словно бы в жерновах, с одной стороны которых — асфальт, с другой — острая кромка колесного диска. Достаточно нескольких десятков метров, и шина превращается в лохмотья. Если же резкая потеря давления произошла на высокой скорости, то удержать автомобиль на дороге очень трудно и не многим это удается. Другое дело RunOnFlat — объектом модернизации стала как раз конструкция боковин. Она усилена и не расплющивается, выдерживая вес автомобиля. Конечно, это сказывается на поведении автомобиля, но продолжать движение можно, и о потере управления речь уже не идет: производитель заявляет, что полностью спущенная шина RunOnFlat влияет на поведение автомобиля так же, как и обычная покрышка с давлением, спущенным до 1 атмосферы.
Все шины, допускающие движение после прокола, можно эксплуатировать только на автомобиле, оснащенном системой контроля давления в шинах.
…шина мертвой хваткой вцепилась в диск и не желала сдвинуться с него даже на миллиметр!
Почти все производители запрещают ремонт своих продуктов после езды без воздуха.
1. Принцип действия таких систем достаточно прост: при езде на спущенном колесе у последнего уменьшается радиус качения по сравнению с нормальным, следовательно, частота вращения увеличивается. В результате система подсчитывает разницу частот вращения разных колес, и если эта величина превышает запрограммированную, включается режим тревоги.
Олег ТИХОНОВ.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!