«ПОДПИСЬ—ПРОТОКОЛ, СДАЛ—ПРИНЯЛ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ!»
Именно эту известную фразу мог бы произнести автомобиль при соблюдении двух условий: первое — если бы он умел говорить, и второе — если бы в нем был установлен любой из двух наших гостей — биометрических иммобилайзеров WOODOO WD-800W (серийный номер 6477С001) и BIOCODE-AUTO 100 (серийный номер В00831).
Главная особенность, отличающая эту парочку от мощной когорты соперников, состоит в способе распознавания владельца автомобиля. Производители внесли новое слово на российском рынке иммобилайзеров, воспользовавшись технологией биометрической защиты. То есть в данном случае роль идентификатора владельца играет его собственный отпечаток пальца. Понятно, что завладеть этим элементом без ведома владельца достаточно сложно, равно как и завладеть самим пальцем. Конечно, как в том фильме, «гипс, наконец, можно снять с бесчувственного тела», но это совсем другая статья, не имеющая ничего общего со статьей 166 УК РФ, предусматривающей наказание за угон автомобиля без цели хищения до 3 лет тюрьмы — отговорка «просто хотел покататься» здесь уже не пройдет.
Остается открытым только вопрос о копировании отпечатка, но успех этой операции полностью зависит от того, как организован процесс снятия отпечатка пальца самим иммобилайзером — некоторые сенсоры основывают свою работу на физиологических свойствах кожи, что накладывает серьезные ограничения на такой способ взлома. Как с этим обстоят дела у WOODOO WD-800W и BIOCODE-AUTO 100, мы постараемся выяснить в процессе тестирования. А до того как начнем мучить изделия и собственные пальцы, посмотрим на конструкцию и техническое исполнение каждого экземпляра.
Бометрическая защита — новое слово на российском рынке иммобилайзеров.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ЗАЩИТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
|
Коробка с иммобилайзером WOODOO
|
|
Нарядная упаковка BIOCODE-AUTO 100
|
Начнем, пожалуй, с BIOCODE-AUTO 100, а точнее с тех возможностей, которые он предоставляет. Самым ценным элементом защиты (саму систему распознавания мы в расчет не берем) является возможность работы с цифровым реле дистанционной блокировки. Может быть 3 типа таких реле: RDU — стандартное беспроводное реле с нормально замкнутыми контактами; RDUK — то же самое реле, но выполнено в другом корпусе, что позволяет скрытно устанавливать реле, например, в штатном автомобильном жгуте; и третье RDD — здесь помимо прочей электронной начинки присутствует и датчик движения, блокирующий работу двигателя, когда автомобиль начинает перемещаться. В комплекте с иммобилайзером всегда поставляется один из вариантов. Но если вам необходимо увеличить их число, что значительно повышает угоностойкость, то смело докупайте — производитель гарантирует работу блока с неограниченным количеством цифровых реле. При подключении реле необходимо быть внимательным: оно запоминает центральный блок и после этого с другим блоком работать уже не будет, защищаясь таким образом от его подмены.
В системе есть два программируемых выхода — «успешный» и «тревожный», в принципе все понятно уже по названию. На первый выход подается сигнал, если идентификация прошла успешно, а на второй — если что-то пошло не так. Самое интересное, что эти выходы полностью программируемые, т.е. вы сами можете менять формат сигналов. Это позволяет создавать на базе системы расширенный охранный комплекс. Никуда не делась и старая добрая кнопка VALET, с одной стороны, архаизм, а с другой — часто просто необходимая вещь. В BIOCODE-AUTO 100 эта кнопка предназначена для перехода в режим сервисного обслуживания, причем включить этот режим можно как с помощью отпечатка пальца, так и без него, введя персональный PIN-код.
Перед первым включением системы установщики могут комплектовать систему различными цифровыми реле по своему желанию и желанию клиента. После того как произошло включение системы, реле «запоминает» «свой» центральный блок и на подмену не среагирует. В случае поломки или повреждения сканера его можно заменить изделием от аналогичной модели в любое время.
В BIOCODE-AUTO 100 присутствует противоразбойная функция: режим AntiHiJack отслеживает попытку выкинуть водителя из автомобиля, и режим тревожного пальца — при принуждении водитель прикладывает тревожный отпечаток, некоторое время автомобиль работает в штатном режиме, а затем имитирует неисправность, не позволяя продолжать движение.
Теперь можно переходить к другому нашему гостю — WOODOO WD-800W.
И снова нам предлагают воспользоваться беспроводными блокировками: либо обычными цифровыми реле HOOK-UP, либо с помощью WAIT UP — беспроводного реле со встроенным датчиком движения, блокирующим цепь, только если автомобиль двигается. Количество беспроводных блокировок у WOODOO не ограничено.
Здесь может быть несколько вариантов блокировки двигателя: с помощью цифровых реле, с помощью встроенного в блок реле и с помощью несиловой встроенной блокировки.
Вообще, если говорить о WOODOO, то разработчики ввели новое понятие «чистая система», заключающееся в следующем: до того как в иммобилайзере не будет прописан владелец, система будет сниматься с охраны от прикосновения любого отпечатка пальца. В этом режиме можно проверить работоспособность установленной системы. После того как владелец будет прописан в систему, такая возможность исчезнет вместе с возможностью замены сканирующего устройства и цифрового реле блокировки.
Перейдем к дальнейшим возможностям WOODOO: в блок иммобилайзера встроен датчик движения, с помощью которого организовывается защита от разбоя в том случае, если владельца на светофоре выкидывают из машины, для активации этого режима в критической ситуации ничего делать не нужно — WOODOO все делает автоматически. Каждый раз при открывании двери водителя иммобилайзер переходит в дежурный режим, не нарушающий работу двигателя. Перед началом движения автомобиля владелец (или другой зарегистрированный пользователь) должен пройти повторную идентификацию. Забывчивому водителю система обязательно напомнит о необходимости пройти повторную проверку через несколько секунд после начала движения. Если же биометрическая система не обнаружит зарегистрированного пользователя, то работа двигателя будет заблокирована в безопасном режиме, включится сигнализация, а на заданные телефонные номера будут переданы тревожные извещения.
Здесь кроется еще одна особенность WOODOO — в системе присутствует интерфейс передачи сигнала тревоги на внешнюю сигнализацию и передачи тревоги по GSM каналу (c системами REEF GSM) — соответствующие разъемы имеются (при наличии соответствующего оборудования).
Понравилась функция сервисной идентификации (назовем ее так) — иммобилайзер по отпечатку определяет, кто в данный момент управляет автомобилем (владелец или один из 3 водителей), и замыкает один из 4 выходов на «массу». Эта функция может понадобиться в автомобиле с большим количеством электрорегулировок — достаточно приложить пальчик, и автомобиль вспомнит все ваши настройки.
УСТАНОВКА
|
Оптический сканер системы BIOCODE-AUTO 100
|
Установка иммобилайзера, как правило, отличается малым количеством компонентов и гипертрофированным желанием спрятать блок так, чтобы и сам потом не смог найти. Посмотрим, какие особенности есть у биометрических иммобилайзеров.
По удобству установки BIOCODE-AUTO 100 несколько проигрывает конкуренту. Недостаток — это габаритные размеры сканера, которые могут усложнить установку и тип его соединения с центральным блоком, который требует разбора корпуса датчика при необходимости отсоединить провод.
На наш взгляд, существует еще один недочет — при поиске места установки блока специалисту необходимо учитывать тот факт, что владельцу иногда надо будет добираться до блока, чтобы запрограммировать нового водителя или убрать старого! Производитель предлагает решать эту проблему следующим образом: необходимо оставить подключенным сервисный провод USB и вывести его в доступное место. Таким образом, необходимость добираться до центрального блока при программировании отпадает. Надеемся, что данная рекомендация будет внесена в документацию, входящую в комплект оборудования.
Этих недостатков у WOODOO нет: сканер компактен, его конструкция подразумевает несколько способов крепления, соединение с блоком на разъемах, а проводка иммобилайзера не одноцветная — пусть немного страдает безопасность, но устанавливать систему легче, и если быть совсем честным, то и безопасность страдает не сильно — беспроводное реле не соединяется с блоком отдельным проводом, да и компоненты работают только друг с другом и чужого не воспримут.
BIOCODE-AUTO 100
Самым ценным элементом защиты является возможность работы с цифровым реле дистанционной блокировки.
WOODOO
Каждый раз при открывании двери водителя иммобилайзер переходит в дежурный режим, не нарушающий работу двигателя. Перед началом движения автомобиля владелец должен пройти повторную идентификацию.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
|
Емкостной сканер системы WOODOO
|
Оба иммобилайзера, и так непохожих друг на друга, воплотили в себе два абсолютно противоположных подхода к процедуре программирования. В BIOCODE-AUTO 100 для проведения любой операции потребуется компьютер. Записать нового владельца, стереть старого, отключить или добавить «тревожный» палец — все режимы работы управляются только с ноутбука, или ПК, который соединяется с блоком системы по интерфейсному USB-кабелю. Преимуществом такого способа программирования, несомненно, является простота. Действительно, все операции можно выполнить буквально за десять секунд, без изучения инструкции, а перепутать что-либо невозможно, низкий поклон программистам! Программное обеспечение защищено индивидуальным паролем, который знает только владелец. Но у этого способа есть и недостатки. Все дело в том, что не у каждого владельца даже дорогого автомобиля есть ноутбук. И если его нет, то каждый раз, когда пользователь захочет отдать кому-то автомобиль или просто прописать водителя, необходимо будет ехать в сервисный центр, где умеют обращаться с этой системой. Если ноутбука нет, то систему можно перевести в режим сервисного обслуживания с помощью собственного отпечатка пальца либо с помощью PIN-кода, но в этом случае BIOCODE-AUTO 100 перестает работать как охранная система, до тех пор пока он опять не будет переведен в режим нормальной работы при помощи отпечатка пальца владельца или PIN-кода и кнопки VALET. Так что если у вас есть приблизительный круг лиц, которые могут управлять автомобилем, позаботиться о занесении их пальчиков в память иммобилайзера стоит заранее, благо отпечатков можно записать до 100 штук.
Если в вашей машине стоит иммобилайзер WOODOO, для доступа к функциям программирования требуются только ваши пальчики, и больше никаких приспособлений не надо. Но если вы находитесь вдали от автомобиля, то передать управление другому водителю не получится — даже для включения сервисного режима требуются ваши отпечатки, в то время как у оппонента предусмотрена возможность отключения системы с помощью PIN-кода.
При работе с московским иммобилайзером есть одна тонкость: система различает 3 понятия — владелец, постоянный водитель и временный водитель.
Запрограммировать владельца в систему можно только 1 раз, причем записываются 4 отпечатка: первый для снятия блокировки; второй для снятия блокировки и одновременной передачи тревожного сигнала; третий для включения сервисного режима и четвертый для программирования водителей. В дальнейшем отпечатки водителей можно записывать и удалять в любое время, но владелец всегда остается один, и его стереть нельзя! Поэтому при программировании надо быть особенно аккуратным, ведь в случае ошибки поможет только обнуление в заводских условиях.
Постоянных водителей в системе одновременно может быть не более 3, и в принципе эксплуатация автомобиля ими ничем не отличается от эксплуатации владельца, за некоторым исключением: водитель лишен возможности перевода иммобилайзера в режим сервисного обслуживания. Но постоянный водитель, как и владелец, может записать в систему временного водителя. Этот тип отличается от предыдущего тем, что данные о его отпечатках хранятся в системе только до тех пор, пока автомобилем не воспользуется один из постоянных водителей или владелец. Как только это произошло, его отпечатки автоматически стираются из памяти.
«— ЗДРАВСТВУЙТЕ, А Я ВАС УЗНАЛ.
— А ЭТО НЕ Я…»
РАБОТА СКАНЕРОВ ОТПЕЧАТКОВ ПАЛЬЦЕВ
Без сомнения, самая интересная часть иммобилайзеров. Первой реакцией водителей и специалистов установочных центров была буря вопросов по работе сенсоров: как работают, какие бывают, какие лучше; и непо-средственно по распознаванию отпечатка: насколько четко работает, распознает ли распаренный или замерзший палец, что делать, если порезал палец, и так далее. Но самым популярным был тезис про отрубленные пальцы: судя по количеству вопросов, эта тема действительно интересует многих.
Если честно, то и эти два аппарата мы взяли в основном для того, чтобы самим найти ответы на вышеизложенные вопросы. Чего мы только не делали — охлаждали руки в климатической камере, распаривали в горячей воде, изготавливали муляжи отпечатков пальца, разве что ножом не резали (как назло, в день тестов никаких серьезных проступков никто из сотрудников нашей редакции не совершал). Результаты получились интересные, но, перед тем как рассказать о них, пройдемся непосредственно по конструкции сканеров отпечатков пальцев, тем более что от нее зависит более 50% успеха.
У иммобилайзера WOODOO в качестве чувствительного элемента работает емкостной сканер, внутри которого находится матрица элементов, реагирующих на электрический заряд, непосредственно контактирующая с пальцем. Когда палец прикладывается к пластине сканера, микроконденсаторы, имеющие размеры 50х50 мкм, заряжаются, а когда палец убирается, они разряжаются. Разница между зарядным и остаточным напряжением на единичном конденсаторе зависит от того, что находится над ним — выступ узора или впадина. Это позволяет определить их положение и построить изображение отпечатка, которое потом обрабатывается и сравнивается с эталоном.
Работа сканера BIOCODE-AUTO 100 построена на совершенно другом принципе, не менее сложном, но более понятном для простого обывателя. Здесь считывание рисунка происходит с помощью оптического метода.
На деле это выглядит примерно так: палец прикладывается к освещенной стеклянной пластине, и трехмерное изображение сканируется с помощью матрицы. С известной долей приближения можно провести аналогию с цифровой фотокамерой. Такая конструкция и накладывает ограничения на физические размеры самого сканера. Считается, что оба эти способа работы с отпечатками пальцев неидеальны, так как теоретически могут среагировать и на поддельный отпечаток, но это в теории, которая часто расходится с практикой.
На практике же, работая в штатных режимах (с нормальными, живыми пальцами), иммобилайзеры не совершили ни одной ошибки в идентификации, более того, даже намеренное смещение пальца относительно чувствительной поверхности редко приводило к сбоям (ради справедливости стоит сказать, что BIOCODE-AUTO 100 позволяет прикладывать отпечаток пальца при различных углах). Процедура инициализации всегда проходила быстро и без проблем. Ну что ж, с этим понятно, попробуем поморозить конечность — десяти минут на морозе -20 ?С оказалось недостаточно, чтобы сбить с толку и один, и второй иммобилайзер, главное, чтобы палец был сухим, потому как влага не понравилась обоим. Идем дальше: какой русский не любит русской же бани! Напаришься от души с квасом и домой. Прелесть этого поймут все, а вот поймет ли сканер, когда ему вместо эталона подсунут распаренное нечто — как выяснилось, поймет! Не сразу, но эмпирическим путем мы выяснили, что 5 минут вполне достаточно для того, чтобы довести отпечаток до нужной кондиции, после которой опять возможна безошибочная работа!
Эти испытания оба иммобилайзера прошли буквально «ноздря в ноздрю», несмотря на различные конструктивы. И тогда, побродив по просторам зарубежных интернет-ресурсов соответствующего содержания, мы наткнулись на способ изготовления муляжа отпечатка пальца, мимо которого мы пройти просто не могли. После некоторого совещания способ изготовления решено было максимально упростить и ускорить, и уже на следующий вечер у нас появился муляж, а из кассы исчезло 300 рублей — дешево и сердито.
Первым под нож лег WOODOO — в общей сложности мы промучились с ним пару рабочих дней. Муляж так и не опознавался, мы даже выяснили причину, по которой он не срабатывал — наш муляж не имеет тех свойств кожи, по которым и определяется рисунок. Но ввод проводника (жидкости) безнадежно исказил рисунок капилляров для емкостной матрицы.
Переходим к BIOCODE-AUTO 100. На сайте производителя выложено заключение экспертов, что датчик не реагирует на отрубленные пальцы, как свежие, так и замоченные в формалине. Немножко поежившись, мы взяли наш муляж, снятый, надо отметить, с живого пальца. В результате мы не были уверены, поскольку визуальной идеальностью макет не страдал, на нем невооруженным взглядом были видны раковины и трещины. Несколько первых попыток система достойно выдержала, но и мы не сдавались. И немного поиграв с положением муляжа на считывающей пластине, все-таки добились его опознавания!
Пора переходить на отрубленные пальцы.
Так! Не понял? А почему все из редакции поразбежались?..
Это, конечно же, шутка, но хочется добавить, что получившиеся результаты вовсе не означают, что кто-то — плохой, а кто-то — хороший. Мы использовали отпечаток пальца, снятый непосредственно с живого оригинала, а его изготовление заняло несколько дней. Таким образом, для потенциального угонщика подобный путь является сложным. Как, например, заставить владельца засунуть палец в форму для изготовления муляжа? Хотя для нас ясно, что оптический сканер не идеален. Так что производителям еще есть, над чем работать, ведь и угонщики не стоят на месте.
В BIOCODE-AUTO 100 для проведения любой операции потребуется компьютер.
В WOODOO, для доступа к функциям программирования требуются только пальчики владельца.
P.S. Весной 2006 года была анонсирована новая модель биометрического иммобилайзера BIOCODE-AUTO M10 с емкостным сканером отпечатков пальцев и измененной схемой программирования — без использования ПК.?О нем мы планируем рассказать в следующем номере журнала.
|