По классификации API моторные масла подразделяются
на две категории: S (Service) и С (Соmmercial).
К первой относятся масла для 4-тактных бензиновых
двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов,
пикапов и малотоннажных грузовиков; ко второй
— масла для дизельных двигателей грузового
автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных
тракторов, дорожно-строительной техники. Универсальные
масла, которые могут использоваться для использования
в бензиновых двигателях и дизелях, имеют обозначения
обеих категорий. Моторные масла, прошедшие
лицензирование в API, принято маркировать
символом, обозначающим масло высшего класса.
Категории масел для дизельных двигателей коммерческих
автомобилей обозначаются буквой С (Commercial).
• Категория API CC (устаревшая):
категория введена в 1961 году. Масла для
дизельных двигателей без наддува. Допускается
применение для двигателей с турбонаддувом,
работающих в легком или среднем режиме и
для бензиновых двигателей большой мощности.
Масла данной категории содержат антикоррозийные
присадки и присадки, предотвращающие образование
высоко- и низкотемпературных отложений.
• Категория API CD (устаревшая):
категория введена в 1955 году. Типичная
категория масел для дизельных двигателей
с турбонаддувом и без, для которых требуется
эффективный контроль за накоплением продуктов
износа. Допускается применение топлива с
повышенным содержанием серы. Масла содержат
присадки, предотвращающие образование высокотемпературных
отложений и предохраняющие подшипники от
коррозии.
• Категория API CD + (устаревшая):
категория создана для удовлетворения требованиям
японских автопроизводителей. Масла обладают
повышенной устойчивостью к окислению, загущению
(под влиянием накопления сажи) и повышенной
защитой клапанного механизма от износа.
• Категория API CD-II (устаревшая):
категория введена в 1987 году. Масла данной
категории предназначены для двухтактных
дизельных двигателей. Эффективно подавляют
износ и образование шлама.
Соответствует всем требованиям категории
API CD.
• Категория API CE (устаревшая):
категория введена в 1987 году. Масла предназначены
для форсированных и мощных дизельных двигателей
с турбонаддувом и без, работающих как при
малых оборотах и больших нагрузках, так
и при больших оборотах и больших нагрузках.
Заменяет масла категорий API CC и CD в более
старых двигателях.
• Категория API CF (действующая):
категория введена в 1994 году. Масла предназначены
для внедорожной техники, для двигателей
с распределенным впрыском, включая двигатели,
работающие на топливе с содержанием серы
более 0,5% от массы. Масла данной категории
эффективно подавляют образование нагара
на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
Заменяет масла категории API CD в более
старых двигателях.
• Категория API CF-2 (действующая):
категория введена в 1994 году. Масла предназначены
для высоконагруженных двухтактных дизельных
двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров
и залегание (закоксование) поршневых колец.
Заменяет масла категории API CD-II в более
старых моделях.
• Категория API CF-4 (действующая):
категория введена в 1990 году. Масла предназначены
для высокоскоростных мощных четырехтактных
дизельных двигателей с турбонаддувом и без
него, устанавливаемых на мощных магистральных
тягачах. Отвечают всем требованиям качества
категории API CE и, кроме того, обладают
меньшим расходом на угар и меньшей склонностью
к нагарообразованию на поршнях. При согласовании
с требованиями категории API SG (API CF-4/SG)
могут быть применены для бензиновых двигателей
легковых и малых грузовых автомобилей. Отвечают
повышенным требованиям по токсичности отработанных
газов.
Заменяет масла категории API CE в более
старых двигателях.
• Категория API CG-4 (действующая):
категория представлена в 1995 году. Масла
предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных,
четырехтактных дизельных двигателей грузовых
автомобилей магистрального типа, использующих
топливо с содержанием серы менее 0,05% от
массы и немагистрального типа (содержание
серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно
подавляют образование высокотемпературного
нагара на поршнях, износ, пенообразование,
окисление, образование сажи (эти свойства
необходимы для двигателей новых магистральных
тягачей и автобусов). Категория создана
для удовлетворения требованиям стандартов
США по токсичности отработанных газов (редакция
1994 года).
Заменяет масла категорий API CD, API CE
и API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим
применение масел данной категории в мире,
является относительно большая зависимость
ресурса масла от качества применяемого топлива.
• Категория API CH-4 (действующая):
проектное название API PC-7. Категория представлена
1 декабря 1998 года. Масла данной категории
предназначены для высокоскоростных четырехтактных
двигателей, выполняющих требования жестких
стандартов 1998 года по токсичности отработанных
газов. Отвечают высочайшим требованиям не
только американских, но и европейских производителей
дизельных двигателей. Специально сформулированы
для применения в двигателях, использующих
топливо с содержанием серы до 0,5% от массы.
В отличие от категории API CG-4, допускается
применение дизельного топлива с содержанием
серы более 0,5%, что является важным преимуществом
в странах, в которых распространены высокосернистые
топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла
удовлетворяют повышенным требованиям по
уменьшению износа клапанов и уменьшению
образования нагара.
Заменяют масла категорий API CD, API CE,
API CF-4 и API CG-4.
• Категория API СI-4 (действующая):
эта категория введена в действие в 2002
году в связи с новыми экологическими требованиями,
которые сформулированы Американским агентством
по охране окружающей среды (EPA). Основным
способом удовлетворения этих требований
является система рециркуляции отработанных
газов (EGR — exhaust gas recirculation).
Для этого требуется изменение конструкции
двигателей и придание новых эксплуатационных
свойств моторным маслам. Одновременно прогнозируется
повышение удельных мощностей двигателей.
Основные отличия работы моторного масла
в условиях рециркуляции выхлопных газов
и повышенной удельной мощности:
- тенденция к образованию сильных кислот;
- повышенное образование сажи и в связи
с этим загущение масла и повышенный износ
деталей двигателя;
- более высокотемпературный режим работы
двигателя и масла. Для оценки повышенных
эксплуатационных свойств проводят моторные
испытания на стендовых двигателях с рециркуляцией
выхлопных газов: Cat 1Q, Mack T-10, Cummins
M-11.
|