Слово «ксенон» вошло в обиход автомобилистов сравнительно недавно и поначалу воспринималось как что-то таинственное, но непременно яркое и престижное. Это можно объяснить тем, что первые автомобили с ксеноновыми фарами — это представительские седаны, которые, так уж повелось, почти поголовно оборудованы если не проблесковым маячком, то хотя бы фарами-вспышками или на худой конец «счастливым номером».
Шло время, штатным ксеноновым светом стали оснащаться все больше автомобилей, стали появляться комплекты для дооборудования автомобилей ксеноновыми лампами и фарами. А раз у покупателя появился выбор, то у журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» автоматически появился повод для очередного обзора и установки ксенона на автомобиль. Тем более что практически на всех сайтах, посвященных ксеноновым лампам, приводятся вдохновляющие результаты, опираясь на которые сравнивать продукцию ксенон можно разве что с сердцем литературного героя Данко.
Ни на секунду не сомневаемся, что каждый, кто держит этот журнал в руках, а значит, интересуется автомобилями, тюнингом и комплектующими, без труда скажет, что ксенон — это газ, и что свет ксеноновых фар воспринимается белее и ярче привычных «галогенок». Тем не менее начать серию обзоров про это нововведение мы бы хотели именно с небольшой теоретической части, а уже после этого перейти к привычным для вас сравнительным тестам.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ксенон (Xenon, в переводе с греческого «чужой») — инертный газ, находящийся на 54-м месте в таблице Менделеева. Открыт он был в 1898 году путем выделения из атмосферного воздуха. Газ голубовато светился в электрическом разряде и давал своеобразный спектр с линиями в областях от оранжевой до фиолетовой, что и стало его визитной карточкой. С точки зрения химиков название свое он оправдывает именно тем, что среди инертных газов ксенон первым вступил в химическую реакцию и образовал устойчивое соединение, чем сделал неуместным термин «инертные газы». Этот элемент с химической точки зрения имеет массу других интересных фактов в своей «биографии», но дабы не превращать обзор в один из скучных уроков школьного курса по химии, переходим непосредственно к практической для автомобилистов стороне вопроса.
Сама лампа ксеноновая представляет собой газоразрядный источник света высокого и сверхвысокого давления, в котором дуговой разряд происходит непосредственно в ксеноне. Лампа представляет собой заполненную ксеноном герметичную кварцевую колбу со встроенными электродами. Принципиальное отличие ксеноновой лампы от галогеновой состоит в том, что у этой нет нити накаливания, а видимый свет — это электрическая дуга, возникающая между парой электродов. До того как прийти в автомобильные ксеноновые фары, а впервые это произошло в 1992 году, ксеноновые лампы использовались для освещения съемочных площадок на киностудиях, а также для освещения стадионов и улиц.
ГАЗ ЗАГНАЛИ В ЛАМПУ...
Первая газоразрядная ксеноновая лампа для автомобиля была разработана фирмой Philips. Адаптация ксеноновых ламп для использования в автомобиле стала необходимостью для решения задачи повышения яркости головного света, так как от стандартных галогеновых разработчики на данный момент получили максимально возможную отдачу. Так, на свет появились первые автомобильные ксеноновые лампы, которые носили индексы D1R и D1S. Литера «R» говорит о том, что лампа предназначена для рефлекторных фар, а «S» — для прожекторных систем. «R»-лампы ксенон имеют напыление на колбе в виде двух продольных полосок и кольца, которая предназначена для формирования асимметрии светового пучка — она «загоняет» луч в рамки требований к светотеневой границе. «S»-лампы такого напыления не имеют. Модернизированные лампы ксенон получили индексы D2R и D2S и применяются и в настоящее время.
...А ЛАМПУ КСЕНОН АДАПТИРОВАЛИ
Пару лет назад существовало только два варианта дооснащения ксеноном фра автомобилья. Причем оба они весьма трудоемки. Первый вариант, который и сейчас не потерял своей актуальности, это установка новой головной ксеноновой фары в сборе. Понятно, что этот способ доступен только тем автовладельцам, на чьи авто ксенон устанавливают на заводе опционально. Иначе неоткуда взять ксеноновую блок-фару. Второй вариант — для бесстрашных тюнингистов, которым по силам переделка штатного посадочного места под новую лампу ксенон, что, в свою очередь, чревато невозможностью настройки и даже поломкой блок-фары под ксенон.
Понятно, что оба эти варианта не могли удовлетворить возникшему спросу, на что производители прореагировали и стали выпускать лампы ксенон с адаптированными цоколями. Так появилась возможность без особого труда переоборудовать штатные головные фары под ксенон, установив в нее ксеноновые лампы: в магазинах и Интернете представлен достаточно большой выбор комплектов ксенон под разные виды цоколей — H1, H3, H4, H7, 9004, 9005, 9006, 9007 и D2S, D2R. Все было бы хорошо, если бы не одно «но»: эти варианты хороши для автомобилей с разнесенной на две пары ламп светотехникой, где за каждый свет (ближний и дальний) отвечает свой комплект ксенон. Владельцам автомобилей с заведенным на одну лампу ближним и дальним светом на свой страх и риск приходилось либо лишать себя дальнего света, довольствуясь ближним ксеноновым, либо устанавливать дополнительные внешние фары дальнего света. Такой вариант можно признать удачным для владельцев внедорожников, но, согласитесь, владелец городской легковушки, желающий, например, поставить ксенон на ВАЗ, не может ограничится одним ближним светом. На сегодняшний день и эта проблема имеет решение, название которой Биксенон. Такая лампа биксенон устанавливается взамен штатной и работает «на два фронта». Конструктивно блок ксенона - это все та же колба с парой электродов, отличие ее в том, что в ней есть подвижный элемент (им может быть как отражатель, так и сама колба), который занимает либо «ближнее», либо «дальнее» положение, чем и регулируется световой пучок.
Принципиально другой подход к установке ксенона — это установка готовых дополнительных фар под ксенон, которая, по сути, аналогична установке «противотуманок». Вариантов для такой установки ксенона среди светотехники также немало.
СВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАМП КСЕНОН
Как правило, первая характеристика ксеноновой лампы — это цветовая температура. Дабы привлечь наше с вами внимание, производители стремятся указать как можно большую цифру в этой категории, совершенно забывая, что больше здесь совсем не лучше. Для большей убедительности в сравнение приводится температура цвета галогеновой лампы (около 2800 К) и ксеноновой. На одном из комплектов ксенона в магазине нами была обнаружена многообещающая надпись «12 000 К». Между тем, есть мнение, что чрезмерный цветовой сдвиг способен вызвать ослепление встречных водителей даже при правильной регулировке. Оптимальным считают свет с цветовой температурой 4100-4400 К. Модный же голубой оттенок (явно различимый) — признак превышения отметки в 6000 К.
Другой характеристикой ксеноновых ламп является индекс цветопередачи, который показывает, насколько хорошо в свете источника различимы другие цвета. Кроме этого также важна интенсивность, то есть яркость светового потока.
Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что лампа ксеноновая может иметь высокую цветовую температуру, но неравномерный спектр, что негативно скажется на восприятии конкретных объектов, и световые характеристики лампы ксенон это не только ее цветовая температура.
Интересным фактом является и то, что в процессе эксплуатации ламп ксенон они имеют свойство увеличивать свою цветовую температуру, что считается для них допустимым. Порядок этого увеличения, безусловно, меньше приведенного значения в тысячи кельвинов (учитывая эту особенность, в характеристиках приводится усредненный результат) и составляет порядка нескольких сотен за полгода неинтенсивной эксплуатации. Этот факт можно было бы и оставить без внимания, но именно основываясь на этом, некоторые производители рекомендуют менять ксеноновые лампы парами.
Заканчивая этот раздел, нельзя не упомянуть и о том, как ксеноновые фары воспринимаются окружающими. Эстетическую сторону мы рассматривать не будем, а вот тот факт, что ксеноновый свет оказывает влияние (а в самом худшем случае — ослепление) на водителей встречных автомобилей, напрямую связан с повышенной яркостью ламп ксенон. Поэтому производитель, занимающийся разработкой и производством ксеноновых установок, должен, с одной стороны, максимально осветить пространство перед автомобилем, а с другой, не навредить другим участникам движения.
НЕ ВСЕ ТО ФАРЫ КСЕНОН, ЧТО СВЕТИТСЯ
На комплектах с ксеноновыми лампами и биксеноном часто встречается аббревиатура «HID», что расшифровывается как High Intensity Discharge (разряд высокой интенсивности). Но наличие этой аббревиатуры совсем не гарантирует то, что предлагаемые лампы — ксеноновые. Ярким примером ламп под ксенон могут служить ZENON, протестированные нами год назад (см. №5, 2004), представляющие собой галогеновые лампы с тонированной колбой. На прилавках могут встретиться и другие варианты ламп под ксенон и, возможно, некоторые из них могут быть визуально похожими на оригинальные. В любом случае при покупке нужно внимательно изучить приобретаемый товар.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЛЕКТА КСЕНОНА
Так, комплект ксенонового света, будь то адаптированные лампы или готовые ксеноновые фары, должен включать как минимум сами лампы (что в принципе естественно), блоки розжига-контроля (балласты) ксенона, необходимую проводку и уплотнения. Наличие крепежа в комплекте приветствуется, но его отсутствие не столь криминально. Если вы планируете заняться установкой ксенона самостоятельно, то наличие ясной инструкции по подключению будет куда более важно. Учитывая высокое рабочее напряжение (около 85 В), один из главных вопросов при установке — это дополнительная герметизация блок-фары, высоковольтных и других соединений, а также продуманное размещение блоков розжига-контроля.
Итак, стоит ли овчинка выделки, каждый автомобилист решает для себя сам. Мы же со своей стороны попытались собрать воедино весь объем информации и взглянуть на вопрос с «другой световой температуры». Мы намеренно не стали приводить все данные и достоинства ксеноновых ламп, так как достоверность некоторых из них у нас вызывает опасения. Взамен этого мы сделали несколько «пристрелочных выстрелов», результатами которых и являются представленные фотографии световых пятен, нескольких комплектов ксеноновых фар/ламп и штатного галогенового света переднеприводного ВАЗа. Что ж, нам совершенно очевидно, что «не все йогурты одинаково полезны», а это значит, что детального теста не избежать.
Редакция благодарит компании «Билайт» и «Мегалайт» за предоставление техники. Автор благодарит Олега ДЕМИДОВА за помощь в подготовке обзора.
|
Свет штатных галогеновых ламп в режиме ближнего света (ВАЗ-21083)
Свет ксеноновых фар ближнего света HELLA DE Xenon Premium Edition
Свет ксеноновых ламп ближнего света H4 установленных в штатные фары
Свет би-ксеноновых ламп в режиме ближнего света H4, установленных в штатные фары
Свет штатных галогеновых ламп в режиме дальнего света (ВАЗ-21083)
Свет ксеноновых фар дальнего света HELLA DE Xenon Premium Edition
Свет ксеноновых фар дальнего света HELLA Comet 200 Xenon
Свет би-ксеноновых ламп в режиме дальнего света H4, установленных в штатные фары
|